Метеорит, упавший в Канаде в 2021 году, может изменить наши представления о Солнечной системе

15 декабря, 2022  14:19

На Землю периодически падают метеориты. Некоторые из них сгорают в атмосфере планеты, другие же – около 15-20 в сутки – достигают поверхности Земли. Большинство из них ничем не примечательны, но бывают среди метеоритов и очень интересные.

Например, упавший в Канаде 22 февраля 2021 года метеорит, по мнению авторов исследования, опубликованного в научном журнале Nature Astronomy, может коренным образом изменить наше представление о Солнечной системе. Все дело в том, откуда этот метеорит достиг Земли.

Момент падения этого метеорита был заснят обсерваториями, системами безопасности и многими другими устройствами видеозаписи, включая камеры, входящие в сеть Global Fireball Observatory, специально предназначенные для поиска и фиксации падающих метеоритов. Это позволяет ученым рассчитать их траекторию.

Метеорит прилетел из облака Оорта

Метеорит, упавший в Канаде, небольшой: он весит всего около 2 кг. Судя по тому, как он раскололся на куски в результате соприкосновения с воздухом, он, очевидно, состоял из камня. Метеориты такого типа обычно прилетают из пояса астероидов между Марсом и Юпитером или из места, близкого к Земле. Однако в данном случае ученые выяснили, что метеорит прошел намного более длинный путь: по их расчетам, он прилетел из облака Оорта – это огромная коллекция ледяных объектов, окружающих Солнечную систему.

В своей статье группа из 13 ученых из разных университетов объясняет, что, согласно современным представлениям, метеоритный материал облака Оорта начал формироваться гораздо ближе к Солнцу и из остатков «строительства» планет в Солнечной системе. Но со временем гравитационное притяжение Юпитера и других планет-гигантов отодвинуле все эти метеориты на их нынешнее расстояние.

Проблема в том, что, согласно этой модели, объекты в облаке Оорта должны состоять изо льда, а не из камня, как упавший в Канаде метеорит.

«Наше открытие показывает совершенно новую модель формирования Солнечной системы, согласной которой, значительное количество каменистого материала сосуществует с ледяными объектами внутри облака Оорта. Такой результат не объясняется предпочитаемыми в настоящее время моделями формирования Солнечной системы. Это полностью меняет правила игры», – сказал автор исследования Деннис Вида.

Астероиды-убийцы планет

Ученые ежедневно изучают астероиды, представляющие потенциальную угрозу для Земли, их орбиты, чтобы можно было своевременно предсказать, может ли тот или иной астероид представлять серьезную угрозу для Земли, а при необходимости и предотвратить столкновение с нашей планетой.

Чтобы понять, можем ли мы защитить Землю и изменить курс астероида ударом по нему, НАСА организовало миссию, в ходе которой летательный аппарат DART врезался в астероид Диморф, который вращается вокруг более крупного астероида Дидима.

До столкновения Дидим один полный оборот вокруг Диморфа совершил за 11 часов 55 минут. По расчетам ученых, столкновение должно было изменить время вращения астероида примерно на 73 секунды, но на деле оно изменилось аж на 32 минуты и теперь длится 11 часов 23 минуты.

Однако в Солнечной системе все еще есть астероиды, которые невозможно обнаружить, поскольку они прячутся в солнечных лучах и практически невидимы для телескопов. Современные космические телескопы, такие как James Webb и Hubble, никогда не наводят на Солнце, так как яркость звезды повредит их чувствительную оптику. Один такой астероид – потенциальный убийца планет – под названием 2022 AP7 был обнаружен в ноябре этого года.

Китайские исследователи предложили развернуть на венероподобных орбитах новую систему, состоящую из 6 космических аппаратов, с помощью которой можно будет находить астероиды, потенциально опасные для Земли.