Ученые обнаружили еще одного «убийцу планет»: Может ли подобный астероид остаться незамеченным и достичь Земли?

7 ноября, 2022  14:40

Астрономы обнаружили еще один астероид, которого можно назвать потенциальным «убийцей планет». К счастью, еще как минимум несколько столетий он не будет представлять угрозы для Земли, как сообщается в новом исследовании под руководством астронома Института науки Карнеги Скотта Шеппарда, опубликованного в The Conversation.

Новый астероид 2022 AP7, потенциально способный разрушить планету при столкновении, делает один оборот вокруг Солнца за пять лет и в настоящее время пересекает орбиту Земли, когда Земля находится по ту сторону Солнца. Однажды движение этого астероида может синхронизироваться с движением Земли, и астероид пролетит достаточно близко к Земле, но произойдет это через несколько столетий.

По данным Space.com, астероид 2022 AP7 – крупнейшик потенциально опасный астероид, обнаруженный за последние восемь лет. Его диаметр – от 1,1 до 2,3 км. Столкновение с астероидом более 1 км может вызвать массовые разрушения на Земле. Однако важно, что этот астероид уже сейчас обнаружен, и ученые уже могут следить за его поведением.

Предпологается, что ученые уже идентифицировали около 95% потенциально опасных астероидов, которых насчитывается менее 1000. В исследовании Скотта Шепарда и его коллег говорится, что поиск оставшихся 5% (около 50 астероидов) потребует огромных усилий.

Почему некоторые астероиды трудно обнаружить?

Некоторые астероиды трудно обнаружить, потому что они вращаются между Землей и Венерой, «прячась» в солнечных лучах. Чтобы обнаружить небесные тела в этой области, астрономы должны направлять телескопы в сторону солнца, а это проблематично из-за яркости этой звезды. Современные космические телескопы, такие как James Webb и Hubble, никогда не направляются на Солнце, потому что яркость звезды повредит их чувствительную оптику. Обычно такие астероиды можно обнаружить в сумеречные часы и два раза в день в течение 10-минутных периодов.

twilight zon.JPG (56 KB)

Вот почему астрономы имеют лишь ограниченное представление о природе тайных астероидов. И иногда эти астероиды устраивают сюрпризы, слишком близко приближаясь к Земле. Так например, астероид под названием 2021 UA1 в 2021 году пролетел всего в нескольких тысячах километрах от Земли, над Антарктидой. В космическом масштабе это чрезвычайно близкое расстояние и считается опасным. Однако 2021 UA1 имел ширину всего два метра и поэтому не представлял существенной угрозы.

В 2019 году еще один астероид диаметром 100 метров прошел на расстоянии около 70 000 километров от Земли. Об этом было объявлено публично всего за несколько часов до того, как астероид пролетел мимо Земли. Хотя он был не так уж близок к Земле, его размер вызывал гораздо больше беспокойства.

Более того, некоторые из астероидов все же достигают Земли. Например, в 2013 году гораздо меньший по размерам астероид, всего 20 метров в диаметре, внезапно упал и взорвался в небе над городом Челябинск на юго-востоке России, выбив окна в тысячах зданий.

Насколько Земля защищена от таких астероидов?

Астрономы, к счастью, способны рассчитать траектории астероидов на несколько столетий вперед, и в настоящее время таких астероидов, которые могли бы представлять для нас опасность, нет. Кроме того, ученые уже предпринимают шаги по изменению курса угрожающих Земле астероидов до того, как они столкнутся с Землей.

Подобная попытка уже была предпринята в сентябре этого года, когда миссия НАСА DART успешно изменила траекторию астероида Диморф шириной 160 метров, вращающегося вокруг Дидима шириной 780 метров. Успех этого первого в своем роде эксперимента доказывает, что если человечество способно узнавать о таких опасностях заранее, оно может спасти планету Земля от столкновения.

Near-Earth Object Surveyor.JPG (46 KB)

НАСА также планирует использовать Исследователь околоземных объектов (NEO), который будет запущен в 2026 году, для обнаружения потенциально опасных объектов на раннем этапе. Ожидается, что он сможет очень эффективно исследовать Солнечную систему, включая слепые из-за солнечного света зоны.

NEO Surveyor.JPG (48 KB)

Китайские исследователи также недавно предложили развернуть новую систему, состоящую из шести космических аппаратов, на орбитах, подобных Венере, целью которых будет обнаружение и предупреждение о потенциально угрожающих астероидах в кратчайшие сроки.

Планируется, что в миссии CROWN будут задействованы шесть широкоугольных околоземных обсерваторий, которыми будет управлять основной космический корабль.