«Убийца планет»: Скрывающийся в солнечном свете астероид может однажды столкнуться с Землей

1 ноября, 2022  21:26

Астрономы обнаружили гигантский астероид, скрывающийся в солнечном свете. Окрестили его «убийцей планет», поскольку последствия его столкновения с планетой скажутся на нескольких континентах. И не исключено, что однажды он может столкнуться с Землей.

Как рассказывает Space.com, астероид, названный 2022 AP7, имеет диаметр в 1.5 км: он является крупнейшим потенциально опасным астероидом, обнаруженным за последние 8 лет.

Почему такие астероиды трудно обнаружить?

Астероиду так долго удавалось избегать обнаружения, потому что он вращается в районе между Землей и Венерой. Чтобы обнаружить космические объекты в этой области, астрономы должны смотреть в направлении солнца, а это, как известно, сложно из-за яркости этой звезды. Даже флагманские телескопы, в том числе телескопы Джеймса Уэбба и Хаббла, никогда не смотрят на Солнце, поскольку яркость звезды повредит их чувствительную оптику.

Именно по этой причине астрономы имеют лишь ограниченное представление о природе астероидов, скрывающихся в этом регионе, и иногда бывают сюрпризы. Например, в 2013 году астероид гораздо меньшего размера – с диаметром всего около 20 метров – внезапно упал со стороны Солнца и взорвался над городом Челябинск на юго-востоке России, выбив окна в тысячах зданий.

«Из-за сложности проведения наблюдений в направлении солнечных лучей на сегодняшний день обнаружено всего около 25 астероидов, орбиты которых полностью совпадают с орбитой Земли», — сказал астроном Скотт С. Шепард, который также является ведущим автором статьи, описывающей новое открытие.

asteroid killer.JPG (26 KB)

Много ли таких неизвестных астероидов?

2022 AP7 нанесет больший урон, если упадет на Землю, чем астероид, упавший на Челябинск. Его обнаружение стало возможным благодаря сверхчувствительной камере Dark Energy Camera (DEC) в обсерватории Серро-Тололо в Чили, которая сканирует небо в сумеречные часы. Именно в эти часы можно успеть увидеть эти астероиды два раза в день в течение 10 минут.

«На данный момент мы обнаружили два крупных околоземных астероида диаметром около 1 км – это тот размер, из-за которого мы называем астероидами-убийцами планет», — сказал Шепард.

Поскольку внутренние астероиды Солнечной системы так трудно обнаружить, они недостаточно представлены в моделях общего количества астероидов в Солнечной системе. Однако Шепард считает, что в этом труднодоступном для наблюдения регионе осталось всего несколько неизвестных «планет-убийц».

Хорошая новость, по его словам, в том, что многие из этих неизвестных астероидов, вероятно, движутся по орбитам, которые удерживают их на безопасном расстоянии от Земли.

«Вероятно, осталось найти всего несколько околоземных астероидов с аналогичными размерами, и эти большие неоткрытые астероиды, вероятно, имеют орбиты, которые большую часть времени удерживают их между орбитами Земли и Венеры», — сказал Шепард.

twilight zon.JPG (56 KB)

Еще 2 космических объекта

Помимо потенциально опасного для Земли 2022 AP7 астрономы обнаружили еще два других, более мелких объекта во время наблюдений DEC. Один из них – близкий к Солнцу объект, который когда-либо видели астрономы. Из-за своей близости к звезде в центре Солнечной системы этот астероид, названный 2021 PH27, испытывает самый большой эффект общей теории относительности среди всех объектов Солнечной системы.

Согласно общей теории относительности Альберта Эйнштейна, массивные объекты искажают пространство, что может влиять на движение других объектов поблизости. Эти очень незначительные эффекты можно рассматривать как неравномерность орбит планет и астероидов, которые нельзя объяснить законами ньютоновской физики. К счастью, и 2021 PH27, и третий астероид, названный 2021 LJ4, движутся по орбитам, не пересекающимся с орбитой Земли.

Более 2200 потенциально опасных астероидов – под увеличительным стеклом

В настоящее время астрономы наблюдают более 2200 потенциально опасных астероидов, которые вращаются вокруг Земли на опасно близком расстоянии и имеют диаметр более 1 км. Такие астероиды вызывают серьезную озабоченность ученых, потому что, если они столкнутся с Землей, они вызовут широкомасштабные разрушения, которые могут затронуть всю планету. Однако даже гораздо меньшие астероиды вызовут серьезные проблемы, если попадут в густонаселенные районы. Например, астероид шириной всего 50 метров может нанести большой ущерб всему Лондону, если взорвется в небе над центром города.

_methode_sundaytimes_prod_web_bin_f480e448-6fe6-11ec-9b05-685948f9304d.jpg (1.84 MB)

К счастью, астрономам удавалось вычислять траектории астероидов на несколько столетий вперед, и в настоящее время нет таких астероидов, которые могли бы нас беспокоить. И до того, как такой астероид появится, международное космическое сообщество надеется инструменты для защиты планеты.

Такие попытки уже предпринимаются: в сентябре миссия НАСА DART успешно изменила траекторию астероида Диморф диаметром 160 м, вращающегося вокруг Дидима шириной 780 м. Успех этого первого в своем роде эксперимента доказывает, что, если человечество сможет узнавать об опасных астероидах заранее, оно сможет защитить планету от столкновения.