От квантовых компьютеров до проблем Оппенгеймера: Интервью с физиком Айком Саргсяном

5 июня, 2024  23:55

«Примерно за 25 лет сформировалась совершенно новая наука, которая полностью изменила всю идеологическую базу, на которой строилась физика. В каком-то смысле эту новую науку тоже можно считать безумной теорией, потому что это была серия исключительных явлений, которые нельзя было объяснить законами классической физики, а результаты оказались неожиданными».


«Невозможно сказать, что у частицы одновременная такая ​​скорость и такие ​​координаты. Вы не можете со 100-процентной точностью сказать, где находится частица, здесь можно говорить только о вероятности: примерно с такой вероятностью она здесь или там. Есть известная шутка о Гейзенберге: говорят, когда он посещал немецкие университеты, студенты-физики писали на стене: «В такой-то час и с такой-то вероятностью здесь может появиться профессор Гейзенберг».


«Если светодиоды будут созданы на основе искусственных атомов квантовых точек, полет на Марс, например, станет значительно проще, ведь время их работы будет достигать 75 часов. Вы просто сможете взять с собой одну коробку этих светодиодов и отправиться на Марс».


«Если в простом компьютере вы имеете дело с числами 0 и 1 с возможностью выбора «или-или», то в квантовом работает «и/и». Есть одно состояние, два состояния и их интерференционный вариант. Вы можете рассматривать несколько сценариев одновременно, это приносит самый главный результат: такой параллелизм существенно экономит время с точки зрения вычислений. Если, например, вы хотите взломать код, квантовые компьютеры сработают очень быстро».


«Технологии искусственного интеллекта принесут в нашу жизнь серьезные, революционные изменения, как положительные, так и отрицательные. Из положительных — развитие фармакологии и материаловедения».


«Надо создавать лаборатории, может, даже мобильные лаборатории, чтобы можно было собрать нужную технику в машине и поехать в отдаленные деревни, показать эксперименты детям и попытаться их привлечь в науку. Там золотые дети. Настоящие ученые должны идти в школы, работать с детьми, но не просто объяснять что-то, а показывать, что есть еще один интересный мир».


«Сейчас в Армении молодые женщины гораздо более активны в науке, чем мальчики. И это в некотором смысле можно понять, ведь ребят очень быстро берут в компании-разработчики ПО, и они зарабатывают реальные деньги. При этом, сфера биологии сейчас активно развивается: процент девушек там очень высокий, и они активно работают».


«У Оппенгеймера были большие проблемы, потому что было подозрение, что он передал всю информацию Советскому Союзу. Не знаю, правда это или нет, но я читал, что есть предположение, что он тайно две недели прожил на даче Лаврентия Берии".


«Энрико Ферми, который был очень активным участником исследований Манхэттена, однажды во время интервью спросили: что такое атомная бомба? Он дал непредсказуемый и, на мой взгляд, недальновидный ответ. Сказал: это красивая физика. Всю оставшуюся жизнь он подвергался гонениям за эти слова».


«Цивилизация должна основываться на определенных моральных принципах, нарушение которых ведет к разрушению самой цивилизации. Когда мы достигаем определенной красной линии, после нее мы программируем себя на разрушение. Я думаю, что мы сейчас уже очень близки к этому».

Айк Саргсян

Доктор физических наук, профессор. Заведующий лабораторией физики нано и мезоструктур Института прикладной физики Национальной академии наук Республики Армения.


 
 
 
 
  • Архив