НАСА обнаружило уникальную экзопланету, которая поставила астрономов в тупик

7 июня, 2024  18:49

Спутник NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) обнаружил необычную планету, которая поставила астрономов в тупик. Несмотря на постоянное облучение радиацией от своей звезды-хозяина, красного гиганта, экзопланета под названием Феникс удивительным образом сохранила свою атмосферу. Феникс, официально обозначенный как TIC 365102760 b, оказался меньше, старше и горячее, чем ранее считалось возможным для планет этого типа, сообщает Space.com.

Находясь на расстоянии около 1,800 световых лет от Земли, Феникс обращается вокруг своей звезды TIC 365102760 на опасно близком расстоянии в 5.6 миллиона миль, что приводит к тому, что его год длится всего 4.2 земных дня. Это близкое расположение должно было лишить планету атмосферы, превратив её в безжизненную скалу. Однако Феникс удивил ученых, сохранив плотную атмосферу, что вызвало их большой интерес.

Феникс относится к редкому классу планет, известных как "горячие Нептуны", которые больше Земли, но меньше Юпитера и обычно обращаются близко к своим звездам-хозяевам. Несмотря на возраст около 10 миллиардов лет, устойчивость Феникса в конечном итоге ослабеет; исследователи прогнозируют, что в течение следующих 100 миллионов лет он будет постепенно приближаться к своей гигантской звезде и в конце концов окажется поглощённым ею.

"Эта планета не эволюционирует так, как мы ожидали," сказал Сэм Грюнблатт, руководитель команды и астрофизик из Университета Джонса Хопкинса. "Её атмосфера оказывается гораздо больше и менее плотной, чем мы ожидали для таких систем. Как она удержала эту атмосферу, несмотря на близость к такой большой звезде-хозяину, остаётся главным вопросом."

Открытие Феникса не только подчеркивает разнообразие экзопланет, но и дает новые сведения о эволюции планетных систем. Звезда TIC 365102760, красный гигант, провела около 10 миллиардов лет, превращая водород в гелий. Когда водород исчерпался, ядро звезды коллапсировало, а её внешние слои значительно расширились.

С радиусом около 6.2 земных радиусов и массой приблизительно в 20 раз больше земной, Феникс обладает неожиданно низкой плотностью, примерно в 60 раз меньшей, чем самая плотная из известных горячих Нептунов. Это предполагает, что какой-то неизвестный процесс замедляет потерю атмосферы, ожидаемую для планет, обращающихся так близко к своим звездам.

Эти результаты могут также иметь значение для далёкого будущего Земли. Как объяснил Грюнблатт, "Мы плохо понимаем позднюю эволюцию планетных систем. Это открытие показывает, что, возможно, атмосфера Земли не будет развиваться так, как мы думали." Ожидается, что Солнце пройдёт через аналогичную трансформацию в красного гиганта через примерно 5 миллиардов лет, потенциально поглотив внутренние каменистые планеты, включая Землю.

Открытие, опубликованное в The Astrophysical Journal, демонстрирует способность TESS обнаруживать меньшие и менее плотные планеты. Этот прорыв уже привел к наблюдению десятков меньших миров, и продолжаются усилия по лучшему пониманию атмосфер планет и их эволюции со временем.