Солнечная вспышка вызвала самую сильную радиационную бурю на Земле с 2017 года

11 июня, 2024  17:16

На Солнце произошла вспышка класса M, относящаяся к верхнему, но не экстремальному классу явлений. Эта вспышка силой M9.7 вызвала на Земле сильнейший с 2017 года радиационный шторм силой S3. Этот уровень представляет биологическую опасность для пассажиров высоколетящих самолётов и экипажей, а также для астронавтов в открытом космосе. Таких событий будет всё больше, так как приближается пик активности Солнца, передает Space.com.

Вспышка силой M9.7 в минувшую субботу, кроме полярных сияний в северных широтах Земли, вызвала сбой коротковолновой радиосвязи на освещённой Солнцем стороне и, что более опасно, вызвала сильный радиационный шторм на освещённой стороне и в космосе. На Земле экипажи самолётов, с риском попасть в зону повышенного излучения, получили указания для изменения маршрутов. О сбоях спутниковых систем не сообщается. Однако спутники наиболее уязвимы для потоков гамма- и рентгеновского излучения вспышек, а также для плазмы — коронального выброса массы Солнца.

Для земной инфраструктуры существует другая опасность — это наведение постоянных токов в протяжённых металлических конструкциях при их перемещении в магнитном поле Земли, когда поле приходит в движение под воздействием солнечного ветра (вспышек). Энергетические компании уже готовы к таким ситуациям. Всех впечатлил случай в 1989 году, когда в результате геомагнитной бури расплавился трансформатор на одной из подстанций в Квебеке (Канада).

Намного сложнее выявить воздействие солнечной активности на трубопроводы. Возникновение токов в трубах ускоряет коррозию, что очень трудно обнаружить, особенно если это подземная инфраструктура. Железнодорожная сигнализация также может пострадать от солнечной активности — в рельсах прекрасно наводятся токи. Кроме того, страдает система глобальной навигации. Все эти «прелести» мы начинаем испытывать с возрастающей интенсивностью. В этот раз пик активности Солнца может начаться на полгода раньше — уже осенью 2024 года.

В мае 2024 года максимальная интенсивность вспышек на Солнце достигла уровня X12, что сказалось даже на космической погоде на Марсе. В это время по Земле прокатилась волна полярных сияний, наблюдаемых в России даже в Краснодарском крае. Заряжённые частицы Солнца бомбардировали Землю и по линиям магнитного поля устремлялись к полюсам. Поскольку при значительном давлении солнечного ветра магнитное поле планеты принимало более приплюснутую форму, его напряжённость у экватора увеличивалась и полярные сияния смещались в нижние широты.