Что аналоговые астронавты будут делать в армянских горах и как их работа поможет будущим миссиям на Марс?

12 марта, 2024  18:16

Аналоговые астронавты вряд ли когда-нибудь полетят в открытый космос. Но здесь, на Земле, они выполняют важную работу, результаты которой сыграют неоценимую роль в будущих космических миссиях. В рамках такой вот подготовительной миссии экипаж из 6 аналоговых астронавтов приехал в Армению и почти месяц проведет в горах Араратского региона: их исследования помогут тем, кто лет через 20 или даже 10 полетит покорять Марс.

Айк Асланян, член армянской инициативной группы и руководитель «Армянского космического форума», рассказал в беседе с NEWS.am Tech, что место для «космической станции», где экипаж из 6 аналоговых астронавтов проведет ближайшие недели, было выбрано не случайно: это скалистое плато, геологически и топографически очень похожее на марсианские ландшафты.

Миссия проводится в рамках престижной программы аналоговых исследований Марса («AMADEE-24»). Ответственны за ее проведение «Армянское аэрокосмическое агентство», «Армянский космический форум» и «Австрийский космический форум».

Армяне могут первыми ступить на поверхность Марса?

По мнению Асланяна, первый полет человека на Марс случится даже раньше, чем мы можем себе представить: технологии, которые позволяют нам долететь до Красной планеты, существуют уже не один год, а в ближайшее время их еще больше усовершенствуют. Несколько известных миллардеров, в том числе Илон Маск, активно инвестируют в различные программы, связанные с освоением Марса, и их интерес еще больше ускорит все процессы и повысит шансы на успех.

В настоящее время на Марсе «обитают» лишь роботы, и самый первый из них, — что примечательно, — был разработан ученым армянского происхождения Александром Кемурджяном. Еще со времен Советского Союза армяне играли важную роль в развитии космических технологий — и сейчас не должны отставать. Асланян не исключает, что в числе первых людей, которые ступят на поверхность Марса, могут быть и армяне.

«То поколение, которое ступит на Марс, уже живет рядом с нами — им уже по 10-15 лет. Возможно, среди будущих покорителей Марса окажется даже кто-то из Армении», — сказал он.

Миссия вполне выполнима: Подготовиться к полету на Марс

Аника Мехлис, командир экипажа, рассказала в беседе с NEWS.am Tech, что цель их программы — протестировать целый ряд процессов, которые должны будут выполняться и в ходе первой настоящей марсианской миссии. Они с командой почти на месяц изолируются в симуляторе космической станции в армянских горах, где будут проводить различные исследования (геологические, биологические и так далее) и экспериментировать с марсоходами и робототехникой. Связь с «Землей» будет осуществляться с 10-минутными задержками — как если бы они действительно находились на Марсе. А выходить из станции они смогут только в специальных скафандрах. Правда, передвигаться по поверхности можно будет не только пешком, но и на специальных квадрациклах.

«Симуляторы скафандров очень тяжелые — они весят почти 50 килограммов, и для всех нас это довольно серьезный вызов. Мы много тренировались, чтобы быть в хорошей форме и быть в состоянии работать в таких скафандрах, но если работаешь в нем несколько дней подряд, потом это реально чувствуешь на себе, и требуется потом время, чтобы прийти в себя», — рассказала Мехлис.

Скафандры эти довольно похожи на те, что используют в реальных космических миссиях, но кислородных баллонов на них нет — астронавты будут дышать настоящим араратским воздухом. Чтобы надеть такой скафандр и все подсоединить, требуется около 2-3 часов. Чтобы снять его — еще около получаса.

AMADEE-24 Armenia space suit.jpg (319 KB)

В течение программы каждый день у аналоговых астронавтов будет регламентирован — как и в ходе настоящих миссий, например, на Международной Космической Станции.

«Утром мы встаем, завтракаем, проводим брифинг, потом приступаем к экспериментам. Мы также выходим наружу — всегда вдвоем, в симуляторах скафандров, чтобы собирать различные образцы для исследований и так далее. Остальные остаются внутри и продолжают свою работу. Будут и дни, когда мы сможем немного отдохнуть, подготовить отчеты и так далее», — рассказала командир экипажа.

Есть в ходе программы они будут вовсе не еду из «тюбиков», а вполне «обычную»: ее запасы будут доставлены на станцию заранее. Большая часть продуктов, как ожидает командир, будут консервированными или сушеными, но из них астронавты смогут что-то готовить на месте.

Поскольку миссия очень короткая, свободное время у астронавтов, по ее словам, будет очень ограничено. Но какие-то представления о том, чем можно будет заполнить это самое свободное время, у Мехлис есть: в прошлом ей уже приходилось участвовать в подобной миссии, и тогда они с экипажем вместе готовили пищу, общались, читали книги и, в конце концов, пытались выспаться.

По словам Аники Мехлис, главная цель этой программы — в условиях симуляции выяснить, как наиболее эффективно организовать работу людей и роботов в ходе настоящей марсианской миссии, понять, какие могут возникнуть проблемы и как их можно будет избежать или решить. Кроме того, собранные данные помогут также усовершенствовать оборудование и скафандры, которые будут применяться в будущих миссиях.

«Через 10-20 лет, когда люди полетят на Марс, мы будем следить за их успехами и думать, что вон та часть скафандра, который они носят, разработана благодаря нам!»

Противоположности притягиваются, а в споре рождается истина? В космосе это не сработает!

Авторы художественных фильмов и книг любят собирать в одном экипаже людей с очень разными характерами и мировоззрениями: конфликты между ними делают сюжет интереснее. В реальных космических миссиях столь разные люди вряд ли окажутся в одной команде: совместимости членов экипажа уделяется особое внимание, ведь этим людям придется жить и работать вместе в опасных, трудных условиях, и от их взаимопонимания зависит и успех миссии, и их шанс на выживание и возвращение домой.

AMADEE-24 team.jpg (113 KB)

Аналоговый астронавт Иниго Муньос Элорса, один из членов экипажа в рамках программы «AMADEE-24», рассказал NEWS.am Tech, что и настоящие, и аналоговые астронавты проходят строжайший отбор, и большое внимание уделяется психологическому профилю кандидатов.

«Мы все проходим психологические тесты, которые позволяют понять, что собой представляет человек, какой у него характер, может ли он работать под давлением, справляться со стрессовыми ситуациями, может ли работать в команде, следовать приказам, брать при необходимости командование на себя — все это очень важно для космических миссий», — рассказал он.

Миссии на Марс будут длиться около 2 лет, а то и дольше, и потому крайне важно собрать команду, которая сможет эффективно сотрудничать. Программа «AMADEE-24» может оказать определенную помощь и в этом вопросе: хотя участникам программы придется провести вместе в изоляции чуть меньше месяца, их опыт должен помочь разработать правильные подходы к подбору членов экипажа и их подготовке к длительным миссиям.

Прототип ровера, который полетит на Марс

Геральд Штайнбауэр-Вагнер вместе со своей командой разработал прототип ровера, который в будущем будет исследовать Марс вместе с астронавтами. Пока же аналоговые астронавты испытывают прототип в армянских горах.

Штайнбауэр-Вагнер рассказал, что этот ровер можно будет отправлять исследовать местность, чтобы астронавтам не приходилось надевать скафандры и выходить из станции без крайней необходимости: он снабжен роботизированной рукой, спектроскопом, лазером, фотоаппаратами и другими приборами, которые помогут анализировать различные места интереса, грунт, камни — и даже искать признаки жизни и воды.

AMADEE-24 rover.jpg (103 KB)

«Важно отметить, что это полуавтономный ровер, и астронавты в любой момент могут взять контроль на ним. Если он, например, поднялся куда-то и застрял, астронавт может взять управление, довести его до более удобного места, и дальше он продолжит свой путь», — объяснил ученый.  

Роверы, разработанные Штайнбауэром-Вагнером и его командой, участвовали во всех трех миссиях AMADEE — в Омане в 2018 году, в Израиле в 2021-ом, а теперь — уже в Армении. Новый ровер, который здесь будут испытывать, получил улучшенную конфигурацию и роботизированную «руку», которой в прежних версиях не было.

Правда, такой ровер на настоящую марсианскую миссию отправить не получится: его «железо», как отметил Штайнбауэр-Вагнер в беседе с NEWS.am Tech, на Красной планете работать не будет. Так, прототип ездит на шинах под давлением — и он отлично преодолевает крутые склоны армянских гор, но на Марсе роверу нужны будут шины из специального сплава металлов. Кроме того, роверу потребуется система термального менеджмента, чтобы он смог «пережить» экстремальные холода.

Фотографии — Севан Ирицян, NEWS.am Tech


 
 
 
 
  • Архив