Sperasoft: С какими проблемами сталкивается геймдев-компания в Армении?

10 января, 2024  18:17

Армянский офис Sperasoft, популярной международной компании по разработке игр, открылся полтора года назад. Сегодня в офисе уже десятки разработчиков, дизайнеров, инженеров, художников и других специалистов, которые вместе с коллегами в ряде других стран работают над такими популярными франшизами как Halo, Assassin’s Creed, Battlefield и Rainbow 6.

Денис Лопанцев, старший директор Sperasoft и руководитель Sperasoft Армения, рассказал в беседе с NEWS.am Tech об особенностях работы в Армении, о вызовах и проблемах, с которыми компания сталкивается, и о том, как их решают.

3+1 фактора, повлиявших на решение открыть офис в Армении 

Sperasoft сегодня активно растет и развивается, и когда перед компанией встал вопрос о том, в каких странах есть смысл открыть новые студии, Армения попала в шорт-лист. 3 важных фактора сыграли в этом вопросе важную роль.

«В Армении довольно простые законы для того, чтобы открыть новую организацию. Кроме того, в Армении мы ожидали дополнительные программы поддержки для хай-тек индустрии. На тот момент правительство уже обсуждало этот вопрос, и мы понимали, что если придем сюда, сможем рассчитывать на определенную государственную поддержку. Также мы понимали, что в Армении у студентов и выпускников хорошая математическая база — здесь вузы обеспечивают довольно высокий уровень образования в наукоемких отраслях, а в сфере разработки игр, где активно используются низкоуровневые языки программирования, это очень важно», — рассказал Денис Лопанцев.

Бонусным фактором, повлиявшим на решение об открытии офиса в Армении, стал творческий потенциал страны: креативных людей в Армении немало, и руководство компании надеялось, что не составит большого труда найти 2D-, 3D-художников, аниматоров и других специалистов, которые займутся столь важной для современных игр художественной составляющей.

Рынок труда Армении оказался не вполне готов

Потенциал Армении в игровой индустрии специалисты Sperasoft оценили как довольно высокий. Но на деле рынок труда был не вполне готов к активному развитию этой индустрии, и кадров, которые могли бы тотчас же приступить к работе, было довольно мало. Оно и понятно: поскольку геймдев компаний здесь было совсем немного, многие молодые люди, даже если сфера видеоигр казалась им очень, очень привлекательной, предпочитали выбирать такие специализации, с которыми будет максимально легко находить работу. Потому на Java-разработчиков охотно учились, а вот путь геймдизайнера могли выбрать единицы.

Руководство Sperasoft все это понимало. Понимало и то, что именно бизнес должен формировать рынок труда. А потому изначально было настроено на то, что нужно будет инвестировать в образовательный процесс и «выращивать» для себя кадры.

С этой целью компания начала сотрудничать практически со всеми вузами Еревана, проводить образовательные программы, интернатуры и стажировки для студентов, обучая их тому, что необходимо знать для работы в геймдеве. Более того, компания предоставляет вузам оборудование для учебных классов, чтобы повысить эффективность обучения.

«Мы также готовы обучать преподавателей вузов, чтобы они затем распространяли эти знания среди студентов — только так можно масштабировать процесс обучения. Одно дело, если мы своими силами будем проводить обучающие мероприятия, и совсем другое дело, если вузы приобретут нужную экспертизу и уже за счет своих преподавателей будут давать студентам знания, важные для нашей индустрии», — отметил Денис Лопанцев.

Чем государство могло бы помочь развитию геймдев-компаний в Армении?

Заметно повысить эффективность образовательных программ — и тем самым улучшить ситуацию с кадрами в стране — могла бы поддержка со стороны государства.

«Преподаванием должны заниматься только высококвалифицированные специалисты. Но все мы понимаем, что у таких специалистов высокая зарплата. И в настоящее время компания сама оплачивает работу таких преподавателей. Если бы государство смогло софинансировать такие образовательные проекты, оплачивая хотя бы часть зарплаты сотрудников, участвующих в таких проектах в качестве преподавателей, это бы здорово увеличило наши возможности и позволило бы добиться гораздо большего».

Сегодня, как отметил Лопанцев, в Армении есть государственные программы по софинансированию образовательных проектов, однако в них есть ограничения, которые делают их нерелевантными для сферы геймдева. Например, есть требования, связанные с образованием преподавателей или с наличием у них ученой степени. Но в сфере разработки видеоигр такие требования неактуальны, так как высококвалифицированным экспертом может быть не только тот, кто окончил крутой вуз, но и самоучка, достигший больших высот.

«Мы хотели бы, чтобы были более гибкие программы, чтобы мы могли на собственное усмотрение назначить на роль преподавателей специалистов, согласовать программу и другие вопросы, связанные с организацией учебного процесса, и могли бы получать хотя бы частичное возмещение наших затрат на эту образовательную инициативу», — сказал Денис Лопанцев.

Дополнительные программы поддержки сферы высоких технологий бы также очень помогли развитию компаний, занимающихся разработкой видеоигр. Такие программы сегодня обсуждаются с правительством Армении — при посредничестве UATE and EIF. Укрепление драма к доллару больно ударило по бюджету компаний, работающих с другими странами и получающих доход в долларах, и хотя в последнее время об этой проблеме говорить стали меньше, она по-прежнему актуальна.

«Для того, чтобы мы могли здесь построить и развить индустрию в действительно хороших, больших масштабах, нам бы очень помогли дополнительные программы поддержки — хотя бы на какое-то время».

Большую поддержку могли бы оказать и программы налоговых кэшбэков. Такая программа обсуждается правительством страны, и многие технологические компании надеются, что она будет принята и внедрена: это обеспечит им дополнительные средства, которые можно направить на повышение зарплат сотрудников, на приобретение дополнительного оборудования или на те же образовательные программы.

«Сегодня много говорится про экономическую сложность — это показатель производственных возможностей городов, стран или регионов. Я думаю, что у Армении есть хорошая возможность повысить сложность своей экономики за счет новых индустрий, в том числе в сфере высоких технологий. Сфера инноваций и высоких технологий сегодня заслуживает серьезного внимания со стороны правительства. Выбрав эту сферу как приоритетный сектор экономики, можно в будущем достичь очень хороших результатов. Мне кажется, что у Армении большой потенциал и отличное будущее», — отметил Денис Лопанцев.


 
 
 
 
  • Архив