Поиск жизни на Марсе: Может ли Красная планета показать будущее Земли? Интервью с армянским инженером NASA

14 января, 2023  12:24

Холодная пустынная планета с пыльными, сухими ландшафтами — именно таким Марс предстает на всех изображениях, сделанных марсоходом NASA Curiosity. Однако не исключено, что планета не всегда была такой. Ученые полагают, что когда-то на Красной планете была вода — даже целые океаны. Возможно, была и жизнь — хотя бы в форме простых бактерий.

Выяснить, так ли это, ученые NASA планируют в ходе миссии под названием Mars Sample Return, запуск которой запланирован на 2028 год. К 2033 году несколько десятков образцов почвы Марса, собираемых марсоходом Perseverance, планируется доставить на Землю.

Миссия на горизонте: Привезти на Землю образцы марсианской почвы

Глава отдела полетной электроники Лаборатории реактивного движения NASA Арби Карапетян рассказал в беседе с NEWS.am Tech, что когда образцы марсианской почвы доставят на Землю, ученые должны будут их тщательно исследовать. Однако пока сложно сказать, найдут ли в них что-либо интересное – в том числе, какие-либо признаки существования жизни на Марсе. Но даже если не найдут, это не будет означать, что жизни на Марсе не было.

«Если мы поедем в пустыню и возьмем образец песка, и в этом образце не будет никаких растений, можно ли будет заявить, что в этой пустыне вообще ничего не растет? Ведь на самом-то деле все будет совсем не так», — отметил специалист.

По его словам, если в привезенных на Землю образцах обнаружат признаки жизни, это будет огромным открытием для человечества. Но даже если ничего в них не будет найдено, нужно будет просто продолжить поиски.

mars-samples-rocket

Образцы почвы марсоход Perseverance собирает на дне кратера Джезеро шириной 45 километров. По мнению представителей NASA, это отличное место для такой работы, так как миллиарды лет назад здесь, скорее всего, было большое озеро и дельта реки, стало быть, это было потенциально привлекательное место обитания для жизни.

Пустынный Марс: Такое будущее ждет и Землю?

В последние годы сразу несколько исследований показали, что в далеком прошлом на Марсе, скорее всего, действительно была вода.

Так, ученые из Пенсильванского университета нашли доказательства того, что около 3,5 миллиардов лет назад на поверхности Марса мог существовать огромный океан, занимающий сотни тысяч квадратных километров.

Ученые под руководством специалистов из Кембриджского университета в свою очередь нашли свои доказательства возможного существования жидкой воды под южной полярной ледяной шапкой Марса.

Если на планете действительно была вода, с довольно большой вероятностью на ней могла существовать и жизнь. Недавнее исследование по моделированию климата подтвердило это: около 3,7 миллиардов лет назад на Марсе могли жить простые бактерии, которые питались водородом и выделяли метан. Возможно, эти бактерии есть там и по сей день, но находятся они в глубоких слоях коры планеты. А возможно, метан, который выделялся в результате их жизнедеятельности, стал одной из главных причин охлаждения планеты (сейчас там минус 60 градусов по Цельсию и ниже, но в прошлом планета была намного теплее), что в итоге привело к вымиранию бактерий.

SurfaceOceanOnMars.jpg (90 KB)

Согласно другой гипотезе, в прошлом на Марсе была сейсмическая и вулканическая активность, которая поддерживала на планете более высокую температуру. Но примерно миллиард лет назад она погасла, и планета начала остывать, а ее атмосфера — когда-то довольно плотная, с большим количеством углекислого газа — стала более разреженной. Все это наверняка также ухудшило условия для жизни бактерий на планете.

По мнению Арби Карапетяна, исследование Марса может помочь нам больше узнать о Земле — о прошлом и будущем нашей планеты.

«Это поможет нам лучше понять самих себя — откуда мы пришли? Как получилось, что на Земле возникла жизнь?»

Но может ли Марс показать нам будущее Земли? Может ли Земля стать холодной пустыней как Марс?

По словам Карапетяна, хотя Земля и Марс находятся довольно близко друг к другу по космическим меркам, все же не стоит забывать, что это разные планеты, а потому не исключено, что их «жизни» также будут протекать по-разному.

• Самые читаемые