На Марсе обнаружили следы бывшего океана: На Красной планете все же могла быть жизнь?

31 октября, 2022  16:35

Наверняка вы не раз видели сухие и пыльные ландшафты Марса на фотографиях, сделанных марсоходом НАСА Curiosity. Похоже, планета не всегда была такой. Ученые из Пенсильванского университета нашли доказательства существования огромного океана на поверхности красной планеты около 3,5 миллиардов лет назад.

Curiosity-mars

Согласно публикации в Journal of Geophysical Research: Planets, океан мог занимать сотни тысяч квадратных километров на поверхности Марса.

Очертания древнего океана обнаружили благодаря новым топографическим картам планеты. В регионе Aeolis Dorsa ученым удалось разглядеть более 6500 километров хребтов, которые сгруппировали в 20 систем. Эти структуры на самом деле являются дельтами бывших рек и подводных каналов — остатками береговой линии.

Наблюдения показали, что возраст рельефа составляет около 3,5 миллиарда лет со слоем осадочных пород не менее 900 метров, которые покрывали сотни тысяч квадратных метров. Результаты свидетельствуют о том, что на планете когда-то происходило повышение уровня океана, что соответствовало продолжительному теплому и влажному климату, а не такому, который можно видеть на Марсе сегодня.

SurfaceOceanOnMars

Были ли на Марсе когда-либо в прошлом условия, достаточно благоприятные для существования на ней жизни? Это один из самых фундаментальных вопросов о красной планете, и он волнует сегодня многих ученых.

Новые данные указывают на то, что условия для жизни на Марсе, похоже, были. С этим согласен и геолог Бенджамин Карденас из Университета штата Пенсильвания. По его словам, существование на Марсе огромного океана повышает вероятность того, что на этой планете был потенциал для жизни. Более того, новые данные могут многое рассказать о древнем климате Марса и о его эволюции.

«Основываясь на этих выводах, мы можем предположить, что должен был быть период, когда на Марсе было достаточно тепло, а атмосфера была достаточно плотной, чтобы поддерживать такое количество жидкой воды», - отметил ученый.

В другом исследовании, опубликованном в журнале Nature Geoscience, ученые, в числе которых был и Карденас, применили метод акустической визуализации, используемый для картирования древнего морского дна в Мексиканском заливе, к модели, показывающей, как вода могла разрушить поверхность Марса. По всему Марсу есть огромные области, которые могут быть речными хребтами, и симуляции, созданные командой, оказались удивительно похожи на форму ландшафта на красной планете, что позволяет предположить, что когда-то здесь было обширное водное покрытие.

mars-2

Другое исследование по моделированию климата показало, что около 3,7 миллиардов лет назад на Марсе могли жить простые микробы, которые питались водородом и выделяли метан. Не исключено, что эти микробы есть там и по сей день, но они находятся в глубоких слоях коры планеты. А возможно, метан, который выделялся в результате жизнедеятельности этих микробов после поглощения водорода, приводил к охлаждению планеты (минус 60 градусов по Цельсию и ниже), что в итоге привело к вымиранию микробов.

Ученые также нашли новые доказательства возможного существования жидкой воды под южной полярной ледяной шапкой Марса, что тоже может указывать на то, что на красной планете когда-то могла быть жизнь.

Интересные данные об атмосфере Марса также могут дать снимки, сделанные космическим телескопом Джеймса Уэбба. Спектроскопическая «карта» показывает, что планета поглощает углекислый газ на нескольких различных длинах волн, а также показывает присутствие монооксида углерода и воды.