Когда произошла древнейшая технологическая революция?

21 июня, 2024  18:03

Около 600 000 лет назад наши предки совершили технологический скачок, который существенно повлиял на дальнейшее развитие человеческой культуры и технологий. К такому выводу пришли американские антропологи из Университета штата Миссури, проанализировав методы изготовления каменных инструментов на протяжении 3,3 млн лет эволюции человека. Их исследование было опубликовано в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Каменные орудия

В ходе исследования команда антропологов изучила 62 последовательности производства каменных орудий, собранных в 57 местах раскопок по всему миру, включая Африку, Евразию, Гренландию, Океанию, Северную и Южную Америки, а также на доисторическом материке Сахул. Анализ показал, что 1,8 млн лет назад сложность процедурного процесса создания каменных инструментов составляла от двух до четырех единиц. За последующие 1,2 млн лет технологии постепенно развивались и достигли семи процедурных единиц.

Качественный скачок произошел около 600 000 лет назад, когда сложность производства каменных орудий возросла до 18 процедурных единиц. Этот период ученые называют технологической революцией среднего плейстоцена.

Роль кумулятивной культуры

По мнению исследователей, столь значительный прогресс стал возможен благодаря накопительной, или кумулятивной культуре — процессу передачи и улучшения знаний через поколения. Антропологи отметили, что поколения улучшений, модификаций и случайных находок создавали технологии и ноу-хау, которые превосходили все, что мог бы изобрести один человек за свою жизнь.

«Когда ребенок наследует культуру своих родителей, он получает результат тысяч лет попыток и экспериментов», — объяснили ученые. Этот процесс позволил значительно ускорить развитие технологий и способствовал расхождению путей предков современных людей и неандертальцев.

Открытие американских антропологов имеет большое значение для понимания эволюции человеческих технологий и культуры. Оно подчеркивает важность кумулятивного накопления знаний и их передачи через поколения, что в конечном итоге способствовало возникновению сложных технологий и культурных практик, которыми сегодня обладает человечество.