Джеймс Уэбб нашел чрезвычайно красную черную дыру, которая в 40 миллионов раз больше Солнца

28 февраля, 2024  22:33

Астрономы с помощью космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST) обнаружили чрезвычайно красную сверхмассивную черную дыру, которая в 40 миллионов раз превышает размер Солнца и быстро растет. Исследование астрономов было опубликовано в научном журнале Nature.

Красный оттенок черной дыры, какой она выглядит примерно через 700 миллионов лет после Большого взрыва, является результатом расширения Вселенной. Вместе с расширением Вселенной во всех направлениях идущий к нам свет приобретает красный оттенок, и в этом случае красный и преломленный свет указывает на наличие слоя плотного газа и пыли, покрывающего черную дыру.

Изучая данные JWST, группа ученых во главе с учеными Лукасом Фуртаком и Ади Зитрином из Университета Бен-Гуриона в Негеве также смогла определить массу этой черной дыры: она примерно в 40 миллионов раз превышает массу Солнца и неожиданно велика по сравнению с галактикой, в которой она расположена.

Команда также обнаружила, что сверхмассивная черная дыра, расположенная примерно в 12,9 миллиардах световых лет от Земли, быстро питается газом и пылью вокруг себя, а это означает, что она растет.

Три красные точки

«Мы были очень взволнованы, когда JWST начала отправлять свои первые данные. Мы сканировали данные для программы UNCOVER, и наше внимание выделились и привлекли три очень компактных, но светящихся красным объекта. Их внешний вид в виде «красной точки» сразу заставил нас заподозрить, что это объект, похожий на квазар», — сказал Лукас Фуртаки.

red black hole.JPG (73 KB)

Квазары образуются, когда такие сверхмассивные черные дыры окружает обилие материи. Этот материал образует диск газа и пыли, называемый аккреционным диском, и постепенно питает черную дыру. Мощное гравитационное притяжение черной дыры перемешивает эту материю, выделяя сильное тепло, заставляя ее светиться.

Кроме того, вещество, не попадающее в сверхмассивную черную дыру, направляется к полюсам космического гиганта. В этих регионах частицы ускоряются почти до скорости света в виде сильно коллимированных струй. Когда эти релятивистские джеты взрываются, извержения сопровождаются яркими электромагнитными излучениями.

В результате этих явлений квазары, питаемые сверхмассивными черными дырами в активных ядрах галактик, часто настолько яркие, что излучаемый ими свет часто превышает совокупный свет каждой звезды в окружающей галактике. Из-за огромного количества радиации, испускаемой вокруг этой конкретной сверхмассивной черной дыры, в данных JWST она выглядит как маленькая точка.

«Анализ цвета объекта показал, что это не типичная галактика со звездообразованием. Это еще раз подтвердило гипотезу о сверхмассивной черной дыре», — сказала исследователь из Питтсбургского университета Рэйчел Безансон, соавтор проекта UNCOVER. «Благодаря ее компактным размерам стало ясно, что это, скорее всего, сверхмассивная черная дыра, хотя это и есть сверхмассивная черная дыра. все еще отличающийся в такие ранние времена от других обнаруженных квазаров».