Подтверждено открытие старейшей черной дыры во Вселенной։ Оно не вписывается в человеческое понимание природы

18 января, 2024  18:29

Работа над докладом об обнаружении самой древней черной дыры во Вселенной прошла этап рецензирования и была опубликована в журнале Nature. Благодаря космическому телескопу имени Джеймса Уэбба в далекой и древней галактике GN-z11 удалось обнаружить центральную черную дыру с рекордной массой для того времени. Теперь остается только гадать, как и почему это произошло, и, кажется, для этого придется пересмотреть несколько космологических теорий.

Галактика GN-z11 была обнаружена еще в наблюдениях космического телескопа "Хаббл" в 2016 году. Этот объект находится на расстоянии 13,4 миллиарда световых лет от нас, что означает, что она существовала всего лишь через 440 миллионов лет после Большого взрыва. Запуск инфракрасного обсерватории Джеймса Уэбба обещал множество открытий в ранней Вселенной, поскольку свет из тех времен настолько растягивается в процессе движения фотонов через бездну времени и пространства, что он просто выходит из видимого диапазона и переходит в инфракрасный.

galaxy GN-z11.JPG (40 KB)

Спектральный анализ света от GN-z11 показал наличие в нем высокоионизированных ионов углерода и неона, что указывает на признаки аккреции - обычного нагрева вещества перед его падением в черную дыру. Линии эмиссии в спектре были настолько интенсивными, что черная дыра своим излучением буквально затмевала галактику-хозяина. Неудивительно, что, хотя галактика GN-z11 была в 100 раз меньше Млечного Пути, черная дыра в ее центре притянула к себе массу в 1,6 миллиона солнечных масс, тогда как черная дыра в центре нашей галактики имеет 4 миллиона солнечных масс.

Теперь, когда ученые подтвердили существование черной дыры с невообразимой для того времени массы, придется пересмотреть модели и космологические теории эволюции этих объектов и самой Вселенной. Похоже, что "Уэбб" не остановится на этом, что позволит собрать достаточно материала для создания новых моделей возникновения и роста черных дыр и описания процессов в ранней Вселенной.

Например, если полагаться на современные теории, черная дыра в центре GN-z11 должна была питаться веществом в пять раз быстрее, чем мы думали. В противном случае она не набрала бы детектируемую массу к 440 миллионам лет после Большого взрыва. Также она должна была возникнуть не в результате коллапса гигантской звезды, а непосредственно из коллапса межзвездного газа, возникшего после рождения Вселенной.