Под поверхностью Плутона может быть скрытый океан: На это указывает извержение супервулкана

31 октября, 2023  22:12

Ученые обнаружили на планете Плутон кратер, который указывает на то, что под поверхностью планеты может находиться океан. Они пришли к такому выводу, изучив данные космического корабля НАСА New Horizons, который пролетел мимо Плутона десять лет назад.

Исследователи обнаружили необычный кратер Киладзе недалеко от яркой сердцевидной области Плутона под названием Sputnik Planitia. По мнению ученых, это может быть супервулкан и, вероятно, извергался он всего несколько миллионов лет назад. Хотя может показаться, что это было очень давно, в космическом масштабе это произошло совсем недавно (для сравнения, Солнечной системе более 4,5 миллиардов лет).

В отличие от вулканов на Земле, вместо расплавленной породы, кратер Киладзе шириной 44 км, похоже, на поверхность Плутона изверг ледяную лаву. Ученые заметили этот процесс, называемый криовулканизмом. Считается, что вода из скрытого подземного океана вытеснялась на поверхность планеты, изменяя ее форму в течение миллионов лет.

Вулканам для извержения необходим определенный источник тепла, поэтому кратер, найденный на Плутоне, предполагает, что внутри карликовой планеты осталось больше тепла, чем считалось ранее.

Согласно новому исследованию, ученые проанализировали фотографии кратера Киладзе, сделанные аппаратом New Horizons, и пришли к выводу, что, хотя изначально он напоминал метеоритные кратеры, в нем отсутствовал центральный гребень, который обычно бывает в кратерах. Кроме того, он также кажется слегка вытянутым и соответствует движениям, вызванным тектоническими силами внутри Плутона.

Дейл Круикшанк, профессор Университета Центральной Флориды и ведущий ученый исследования, сказал, что, поскольку большая часть поверхности Плутона покрыта метановым и азотным льдом, тот факт, что Киладзе «отличается» от других кратеров, указывает на наличие больших объемов водяного льда в области вокруг кратера.

«Водный лед заметно отличается от метанового льда, который покрывает большую часть поверхности планеты», — сказал он Space.com.

Ось Плутона резко наклонена на 120 градусов, то есть он вращается почти на боку, и это вызывает резкие изменения климата по мере его вращения вокруг Солнца. В результате метановый лед в атмосфере планеты превращается в углеводородную дымку, часть которой затем выпадает в виде снега и покрывает поверхность планеты.

Ученые полагают, что этот слой метанового льда должен был иметь толщину не менее 14 метров — за время существования Плутона, продолжавшееся 4,6 миллиарда лет.

«Даже один или два сантиметра этой органической дымки замаскируют спектральную подпись водяного льда, который мы изучаем», — сказал Крукшанк.

Такой слой должен был образоваться всего за три миллиона лет. И именно это обстоятельство привело Крукшенка и его команду к выводу, что Киладзе был «жив» всего несколько миллионов лет назад.

Ученые не до конца понимают, как действует криовулканическая активность на Плутоне. Эта планета настолько мала, что потеряла бы все тепло с момента своего образования давным-давно. Согласно одной из теорий, карликовая планета содержала в своем ядре радиоактивные элементы, которые выделяли тепло при распаде, хотя предыдущие исследования показали, что этих элементов может быть просто недостаточно для питания Плутона.