Землетрясение на Марсе удивило учёных։ Что стало причиной этого?

20 октября, 2023  20:15

Землетрясение, обнаруженное 4 мая 2022 года аппаратом InSight NASA и зарегистрированное магнитудой 4.7, оказалось результатом колоссальной тектонической активности в коре Марса, по словам международной группы ученых под руководством планетарного физика Бенджамина Фернандо из Университета Оксфорда в Великобритании.

Это неожиданно, поскольку на Марсе отсутствуют литосферные плиты. Но другой ведущий кандидат на роль источника землетрясения - гигантское метеоритное падение - оказался тупиковым.

"Мы по-прежнему считаем, что на Марсе нет активной тектоники литосферных плит, поэтому это событие, скорее всего, было вызвано освобождением напряжения в коре Марса", - объясняет Фернандо. "Эти напряжения являются результатом миллиардов лет эволюции, включая охлаждение и сжатие различных частей планеты с разными скоростями".

InSight провел четыре года на Марсе, изучая внутреннюю структуру планеты, прежде чем прекратил свою работу в конце 2022 года. За это время он зарегистрировал сотни землетрясений и вибраций, и некоторые из них действительно были результатом столкновений космических объектов с поверхностью Марса. Другие землетрясения были связаны с магматической активностью, что указывает на то, что Красная планета не такая мертвая изнутри, как мы думали.

Фернандо и его коллеги стремились раскроить загадку крупнейшего землетрясения, зарегистрированного InSight, названного S1222a: внутреннего или внешнего происхождения? Сейсмические данные казались схожими с ранее выявленными событиями столкновений, и исследователи организовали крупное международное усилие, включив в него глобальные космические агентства с спутниками, орбитирующими вокруг Марса.

Поиск не привел к обнаружению свежих, легко узнаваемых следов столкновения и зон разрушения. Это оставило исследователей с одним ведущим объяснением: тектоническое движение. Это указывает на то, что Марс, вероятно, гораздо более сейсмически активен, чем мы думали.

К сожалению, InSight больше не работает, чтобы продолжить исследования, но данные, которые он уже собрал, предоставят ученым материал для размышлений в течение многих лет, и будущие миссии и исследования Марса могут помочь ответить на некоторые вопросы, возникшие в связи с этими новыми открытиями.

"Мы до сих пор полностью не понимаем, почему некоторые части планеты кажутся более напряженными, чем другие, но результаты, подобные этим, помогают нам исследовать дальше", - говорит Фернандо. "Однажды эта информация может помочь нам понять, где на Марсе будет безопасно для жизни людей, и где лучше избегать!"