На Марсе были влажные и сухие циклы, как и на Земле: Curiosity помог сделать новое открытие

15 августа, 2023  14:19

На просторах Красной планеты Марса скрыты многие загадки, и одной из них стало обнаружение ровером Curiosity старых грязевых трещин. Эти трещины стали ключевым свидетельством того, что в прошлом на планете была влажность, что подтверждает предположение ученых о том, что миллиарды лет назад на Марсе были реки и озера.

Хотя сегодняшняя поверхность Марса выглядит засушливой и безжизненной, прошлое этой планеты могло быть кардинально иным. Ровер Curiosity смог обнаружить древние грязевые трещины, которые формировались под воздействием повторяющихся циклов влажных и сухих условий. Это важное открытие стало первым конкретным доказательством таких циклов на Марсе, аналогичных тем, которые встречались на ранней Земле.

Ученые провели более детальное исследование пород возрастом 3,6 миллиарда лет в кратере Гейла на Марсе. Здесь ровер Curiosity обнаружил отложения соли, образующие уникальный гексагональный узор. Исследования позволили изучить образцы из переходной зоны между глинистыми слоями и слоями соляных минералов, что указывает на период, когда длительные сухие периоды стали доминировать, а озера и реки начали исчезать.

Это открытие стало ключом к пониманию прошлого климата Марса и его влияния на возможность существования микробной жизни. Ученые отмечают, что многократное воздействие воды на грязь внизу горы Шарп привело к размягчению и образованию характерного гексагонального узора. Периоды чередующейся влажности и сухости, как на Земле, могли предоставить подходящие условия для возникновения жизни.

Изучение грязевых трещин имеет важное значение для понимания процессов, которые могли способствовать возникновению жизни. Ровер Curiosity ранее уже обнаружил органические соединения, считающиеся строительными блоками жизни на Марсе. Эти блоки требуют специфических условий для становления предшественниками жизни.

Открытие таких археологических следов было бы невозможным на Земле из-за постоянно меняющейся тектонической активности. Вильям Рапин из научно-исследовательского центра Франции CNRS подчеркивает, что Марс удивительно хранит память о естественных процессах, которые могли способствовать возникновению жизни.

Ровер Curiosity продолжает расширять наше понимание Марса и его потенциала для будущего. Открытия, сделанные благодаря этому роверу, позволяют ученым лучше разгадывать историю этой планеты и ее возможности для будущей колонизации.