Китайский марсоход Zhurong обнаружил относительно свежие следы жидкой воды на Марсе

2 мая, 2023  14:12

Китайский марсоход Zhurong, который, возможно, больше не сможет продолжать свою миссию из-за скопившейся на нем пыли, обнаружил в ходе своей работы относительно свежие следы жидкой воды в низких широтах Марса. Это может означать, что эти районы потенциально могут быть пригодны для жизни. Более того, эти данные противоречат предыдущим предположениям о том, что вода на Марсе может существовать только в твердом или газообразном состоянии.

Как сообщает Scitechdaily.com, это открытие было сделано благодаря анализу морфологических характеристик и состава минералов в дюнах, где работал марсоход. Доказательства наличия жидкой воды были подтверждены анализом данных марсохода, изученным Институтом геологии и геофизики Китайской академии наук. В исследовании приняли участие и другие кафедры академии. Результаты уже опубликованы в журнале Science Advances.

Результаты предыдущих исследований показали, что в прошлом на Марсе было большое количество воды, но климат планеты изменился вместе с потерей атмосферы. В результате очень низкое давление и другие факторы привели к тому, что вода не могла сохраняться на планете в жидком состоянии, а только в твердом или газообразном.

Однако капли на манипуляторе прибора Phoenix показали, что в высоких широтах во время марсианского лета может быть соленая вода, а моделирование показало, что климатические условия для появления жидкой воды могут временно возникать в некоторых регионах Марса, хотя до недавнего времени не было никаких видимых свидетельств существования жидкой воды в низких широтах планеты.

Сведения дополняются открытиями, сделанными Zhurong. В рамках миссии по исследованию Марса марсоход приземлился на поверхность планеты 15 мая 2021 года на равнине Утопия. С помощью камер и датчиков марсохода были изучены различные свойства и состав песчаных дюн в зоне посадки. Как оказалось, поверхностный слой дюн богат гидратированными сульфатами, гидратированным кремнеземом, минералами оксида железа и, возможно, хлоридами.

По мнению ученых, эти характеристики поверхности дюн связаны с наличием жидкой соленой воды, которая образовалась в результате таяния льда или снега, выпавших на соленосные поверхности дюн. В частности, из-за соли в дюнах вода сохраняла жидкое состояние при низких температурах, а после высыхания образовывались частицы/минеральные корки, которые впоследствии растрескивались. Вода оставила и другие следы на поверхности дюн, возраст которых оценивается в 0,4-1,4 млн лет. Ученые предполагают, что перенос водяного пара с полярного ледяного щита когда-то привел к появлению следов жидкой воды на дюнах.

Открытия китайских ученых свидетельствуют о существовании жидкой воды в нижних широтах Марса, где она намного теплее, чем в верхних широтах. По мнению китайских ученых, эти открытия чрезвычайно важны для изучения эволюции марсианского климата, поиска подходящей среды для жизни и получения важных подсказок в будущих поисках жизни.