Буллинг в школах: Что должны знать родители?

7 июня, 2024  17:10

Буллинг — это травля, преследование одного или двух членов коллектива. И, что самое важное, это явление должно повторяться снова и снова.


Существует четыре основных типа буллинга: словесный, физический, социальный и кибербулинг, и к каждому из них применяется свой подход. Если буллинг произойдет в школе, важно понять, как ребенок сможет защитить себя. В большинстве случаев хулиганы нацелены на детей, которым не хватает навыков социализации, коммуникативных навыков, агрессивной речи. Обычно это дети, неспособные защитить себя и не имеющие друзей. Хулиганы знают, что если над этими детьми поиздеваться, их никто не поддержит.


Чтобы понять, что делать, нужно разобраться, это постоянные издевательства или просто дружеский конфликт, где надо постоять за свою точку зрения. Если это просто конфликт, это одно, а если мы имеем дело с буллингом, в некоторых случаях правильнее всего будет просто оставить и уйти, не обращать внимания, потому что у буллера одна цель: быть в центре внимания и получить эмоциональное удовлетворение от того, что он «выиграл». Можно также попытаться отшутиться, перевести всеобщее внимание на что-то другое. Буллер хочет, чтобы зрители любили его. Жертва буллинга может попытаться переключить на себя всеобщее внимание, которое так хочет получить хулиган. Также следует обратиться за помощью к психологу.


Многие проблемы исходят из семьи. Если буллер не получает поддержки семьи, если ему не хватает внимания в семье, он будет пытаться получать все это в школе. Буллеру также нужна поддержка психолога. Не исключено, что у него возникнут проблемы с учебой, он потеряет интерес к школе, станет в будущем правонарушителем.


Жертвы буллинга сталкиваются с 4 основными проблемами: это проблемы академические (они теряют интерес к учебе, боятся идти в школу) психологические (тревожность, низкая самооценка), социальные (теряют друзей, теряют интерес к какой-либо деятельности, боятся многолюдных мест) и физиологические (пищевое поведение, нарушения сна, ночные кошмары, головная боль, колики, у маленьких детей также может наблюдаться ночное недержание мочи).


В большинстве случаев жертва буллинга думает, что все происходит по его вине, он обвиняет себя, у него в результате падает уверенность в себе и самооценка. Родитель должен дать понять, что он рядом, и что бы ни случилось, он любит его и принимает.


Если школа, учитель, родители не могут решить этот вопрос, смена школы — одно из решений проблемы. Если вы все испробовали, а буллер продолжает свою деятельность, просто смените обстановку, смените школу. Но очень важно вмешательство школы, учителя и всех родителей. В школе должна быть собственная система безопасности. Руководство школы и учителя должны четко знать, кто может быть потенциальными объектами издевательств, а кто — потенциальные буллеры. Еще они должны понимать, где может происходить буллинг. Обычно это места, где нет учителей. Это могут быть коридоры, раздевалки, туалеты, задняя часть школы. И на этих территориях должна быть создана безопасная среда.


У учителя должен быть заранее разработан четкий план вмешательства. Если он стал свидетелем буллинга, он должен немедленно остановить происходящее и не позволять этому продолжаться. Критиковать, однако, он должен не самих детей, а конкретное поведение. Еще он должен разделить буллера и его жертву. Если жертва в тяжелом состоянии, отправить ее к психологу или другому человеку, который сможет поговорить с ней и вывести из этого состояния. Затем учитель должен поговорить с буллером и объяснить, почему его поведение неправильно, а также связаться с его родителями. Кроме того, учитель должен давать детям знания о том, что такое буллинг. 


Буллинг бывает и в детском саду, и в школе, и на работе, и дома. Но почему в школе оно происходит чаще? Буллинг чаще всего встречается в шестом-восьмом классах. Шестой-восьмой класс — это подростки. Что такое подростковый возраст? Это открытие концепции «Я». И здесь происходит столкновение сильного и слабого.


Есть несколько типов свидетелей буллинга. Есть свидетели, которые, кажется, поддерживают буллеров. Они не вмешиваются в сам процесс, но явно одобряют его. Есть свидетели, которые не радуются, не смеются, но все равно смотрят на буллеров восторженными глазами. Есть и пассивные свидетели, которые ничего не делают, не хотят никак вмешиваться. Есть потенциальные защитники, которые хотят сделать ход, но не знают, как и что нужно сделать. Что могут сделать такие дети? Если они видят, что над каким-то ребенком издеваются, они могут просто взять жертву под руку и увести куда-нибудь. Или они могут отвлечь всеобщее внимание на что-то другое. Впоследствии они могут поговорить с жертвой издевательств и поддержать ее.


Иногда свидетелю буллинга хочется подойти, поддержать жертву, но в то же время у него возникает сильное желание убежать из этой ситуации. И здесь возникает конфликт. Если ребенок знает, что делать, он подойдет и поддержит жертву. Если у него таких знаний нет, он убежит. И в таком случае у него потом могут тоже возникнуть проблемы тревожность, депрессия, страхи.


Людям нравится обвинять жертву. Даже в домашнем насилии обвиняют жертву. В сложных ситуациях люди часто говорят: «А что ты сделал, что они так себя вели?» Дело в том, что бы вы ни делали, никто не имеет права ставить вас в такое положение. Образ мышления с обвинением жертвы в корне неправильный.

Шогик Микаелян

Шогик Микаелян соучредитель и исполнительный директор Центра менторинга для молодёжи «Нор Луйс». После окончания учебы в Ереванском государственном лингвистическом университете имени Брюсова получила квалификацию специалиста по английскому языку и школьного психолога. Благодаря стипендии Фулбрайта в Университете Лихай получила вторую степень магистра и квалификацию психолога-психотерапевта.

В ходе своей профессиональной деятельности Шогик работала программным координатором, директором, преподавателем в ряде авторитетных структур, таких как «Корпус мира», Фонд «Депи Айк», организация «Исторические дома Армении» и другие.

Долгое время Шогик Микаелян была членом выпускной экзаменационной комиссии Ширакского государственного университета, одновременно на общественных началах провела ряд тренингов в своем сообществе. С 2020 года проводит исследования среди подростков, выявляя феномен буллинга. Также она проводит переподготовку для учителей по этой теме на всей территории Армении.

В настоящее время, наряду с общественной деятельностью, Шогик Микаелян преподает в Ширакском государственном университете и оказывает индивидуальные психотерапевтические услуги.

Она является автором ряда научных статей, а также издала психологическое пособие «Наглядные и практические подходы к преодолению и предотвращению буллинга», предназначенное для психологов и социальных работников. Она также опубликовала книгу о буллинге под названием «Буллинг — подростковый опыт или самоутверждение?»


 
 
 
 
  • Архив