Возможно, не институты надо присоединять к вузам, а наоборот – директор Института геологических наук

2 марта, 2023  19:34

Прежде чем говорить об объединении академических институтов с вузами или о других способах интеграции, надо проанализировать нынешнюю ситуацию, и понять, какие научные направления успешно развиваются также в вузах, а какие только в НИИ. Об этом в беседе с корреспондентом NEWS.am Tech заявил директор института геологических наук НАН Армении Хачатур Меликсетян, комментируя слухи о намерении правительства присоединить академические научные институты к вузам.

По его словам, если посмотреть результаты различных конкурсов Комитета науки, то можно увидеть, что среди получивших финансирование проектов есть также проекты Ереванского государственного университета и других вузов. То есть, какие-то научные направления состоялись также и в вузах, но, в любом случае, их научный рейтинг намного уступает рейтингу академических институтов. И для того, чтобы понять, как двигаться дальше, надо провести анализ по всем направлениям науки, и выявить проблемы каждой сферы по-отдельности.

«Возможно, не институты надо присоединять к вузам, а наоборот. Возможно, образование по тем дисциплинам или направлениям, которые слабо представлены в университете, а в Академии – сильнее, надо включить в академическую систему», - сказал он, добавив, что сейчас в научной среде много говорится об исследовательских университетах, и это хорошая идея.

Например, по его словам, Институт геологических наук сталкивается с серьезной проблемой – с факультета географии и геологии Ереванского государственного университета нет большого притока качественных, мотивированных кадров с хорошей базой знаний, научным типом мышления и знанием иностранных языков. И поэтому Институт вынужденно открыл свою магистратуру.

«В Академии уже довольно длительное время действует международный научно-образовательный центр, который имеет лицензию на магистерское и аспирантское образование. У нас в рамках этого центра есть магистратура и аспирантура, и студенты, которые обучаются у нас, включаются непосредственно в исследовательский процесс, участвуют в  лабораторных исследованиях и в полевых работах, в том числе в рамках грантов Комитета науки и международных проектов.  При этом институт оплачивает обучение сотрудников в магистратуре. Фактически, это воплощение идеи исследовательского университета в малых масштабах», - сказал Меликсетян.  

По словам директора института, то, что в университете наука слабее, чем в Академии, свидетельствует также о проблемах в управлении вузами. Поэтому нет никаких гарантий, что академические институты в составе вузов будут управляться лучше, чем сейчас. Сейчас, в системе Академии, институты имеют достаточную степень свободы, что позитивно влияет на развитие науки.

«В юридическом плане Институты – государственные некоммерческие организации (ГНКО), и у нас есть международные договора за моей подписью. Если нас объединят с университетом, который управляется фондом, мы не сможем продолжить работу по нашим договорам, возникнет форсмажорная ситуация, которая станет угрозой для нашего международного сотрудничества», - отметил он.

По словам Меликсетяна, в вузовской системе до сих пор даже не решен такой тривиальный вопрос, как возрастной ценз для руководящих должностей. Или, по его словам, сейчас на факультете географии и геологии ЕрГУ по ряду специальностей нет преподавателей, но сотрудников Института геологических наук не приглашают преподавать, говорят студентов нет. «А я лично готов даже без оплаты работать со студентами, чтобы готовить кадры для нашего института. В сфере геологии мы - крупнейший работодатель, и мы заинтересованы в подготовке качественных и мотивированных кадров», - отметил он.

Резюмируя, директор Института подчеркнул, что интеграция вузов и научных институтов должна проходить постепенно, реалистичными, малыми шагами.

«Сотрудничество институтов и вузов необходимо, этот вопрос вообще не обсуждается, но для каждой конкретной сферы надо выяснить, в каком направлении развивать это сотрудничество. Преподавать должны ведущие специалисты данной сферы, независимо от того, где они работают. И это будет привлекать студентов. Да, надо сотрудничать, но на взаимной основе, а не пытаться решить проблемы одной структуры за счет другой», - отметил он.

Например, по его словам, в университете по некоторым направлениям геологии есть очень хорошие специалисты, и с ними можно эффективно сотрудничать. Другие направления сильнее в Институте, кроме этого, в Институте есть исследовательские лаборатории. То есть, у Институтов и вузов может быть совместная магистратура, у сотрудников разных структур – совместные публикации в научных изданиях с высоким импакт фактором.

Он добавил, что и в Академии есть свои проблемы, и поэтому в академической среде сейчас очень активно обсуждаются различные реформы. Например, возможны объединения институтов, занимающихся разными вопросами одной и той же дисциплины, но это тоже не надо делать механически. Наука – консервативная сфера, и быстрые решения нельзя принимать, считает он.  

По мнению ученого, надо выделить те научные направления, которые хорошо развиты в нашей стране, а также определить стратегические для страны направления, и на основе этого государство должно выбрать приоритетные направления науки. «Возможно, это сложный вопрос для правительства, но можно обратиться к ученым», - отметил он, добавив, что координировать работу по правильному использованию всего научного потенциала страны может именно Академия наук.

«Много говорится о госзаказе, но государственные структуры зачастую не имеют представления о том, как сформировать госзаказ. Ученые могут подсказать, какие направления надо развивать. Ученые знают о проблемах и могут предложить решение. И в этом Академия может сыграть большую роль. Можно на основе отделений академии или в их составе создать советы по различным направлениям, подключить к ним не только академические институты, но и другие научные учреждения и вузы, и вносить предложения в правительство. И это может быть эффективно», - сказал он.

Отметим, что Институт геологических наук НАН РА – один из старейших научных институтов страны, он действует с 1935 года. Институт занимаемся вопросами тектоники, сейсмологии, вулканологии, литологии, палеонтологии, полезных ископаемых, геотермальной энергии, подземных и наземных вод и другими фундаментальными и прикладными вопросами. За последние 30 лет, кончено, Институт понес определенные потери, но международное сотрудничество позволило сохранить основные направления, а по некоторым направлениям даже активно развиваться.

 


 
  • Самые читаемые

месяц

неделя

день

 
 
 
 
  • Архив