В созвездии Девы внезапно пробудилась огромная черная дыра: Она в миллион раз массивнее Солнца

19 июня, 2024  16:00

В 360 миллионах световых лет от Земли в созвездии Девы, в центре галактики SDSS1335+0728 внезапно пробудилась огромная черная дыра, которая в миллион раз массивнее Солнца. Обнаружили дыру астрономы из Европейской южной обсерватории в Германии. Исследование, опубликованное в научном журнале Astronomy and Astrophysics (A&A), подробно описывает этот редкий и захватывающий процесс.

Впервые изменение светимости в этом непримечательном участке далекого космоса было зафиксировано в 2019 году. С тех пор ученые наблюдали за этим участком, что позволило им стать свидетелями уникального явления.

Исследователи заметили, что галактика SDSS1335+0728 удвоила свою яркость в среднем инфракрасном диапазоне, стала в четыре раза ярче в ультрафиолетовом диапазоне и как минимум в 10 раз ярче в рентгеновском диапазоне. Эти значительные изменения указывают на активные процессы в центре галактики, вызванные пробуждением черной дыры.

Астрономы также рассмотрели альтернативную теорию, связывая свечения ядра далекой галактики с событием приливного разрушения. Это процесс, при котором черная дыра разрывает на части звезду, подошедшую слишком близко. Однако такие события обычно продолжаются не более года, что не соответствует длительным изменениям, наблюдаемым в данном случае.

Открытие пробуждения сверхмассивной черной дыры в галактике SDSS1335+0728 предоставляет ученым уникальную возможность изучать активные процессы в ядрах галактик. Продолжение наблюдений поможет лучше понять природу черных дыр и их влияние на окружающую среду.

Что на сегодняшний день известно о черных дырах? Что произойдет с человеком, если он «упадет» в черную дыру? Ответ на этот вопрос можно узнать из видеоролика в рамках нового проекта NEWS.am.