Редчайшее явление: Джеймс Уэбб нашел две экзопланеты, котроые пережили гибель своих звезд

5 февраля, 2024  22:16

Космическая обсерватория имени Джеймса Уэбба засняла крайне редкое явление — две экзопланеты, которые пережили гибель своих звезд. Теперь эти экзопланеты вращаются вокруг двух разных мертвых звезд, также называемых «белыми карликами».

Эти экзопланеты очень похожи на газовых гигантов Солнечной системы — Юпитер и Сатурн, а белые карлики, вокруг которых они вращаются, были когда-то звездами вроде нашего Солнца. По словам ученых, Солнце когда-нибудь тоже превратится в белого карлика, в результате чего, скорее всего, все внутренние планеты Солнечной системы вплоть до Юпитера будут уничтожены.

Экзопланеты были обнаружены прибором MIRI, работающим в среднем инфракрасном диапазоне, когда в поле зрения телескопа попали белые карлики WD 1202-232 и WD 2105-82. Одна из экзопланет вращается вокруг белого карлика на расстоянии примерно в 11,5 раз больше, чем расстояние Земли от Солнца. Вторая находится еще дальше от своей звезды — расстояние между ними в 34,5 раза больше, чем расстояние между нашей планетой и Солнцем.

Массы обеих экзопланет пока неизвестны — потребуются новые наблюдения для их определения, а до тех пор они будут считаться кандидатами в экзопланеты. Пока же ученые полагают, что каждая из них может быть от 1 до 7 раз тяжелее Юпитера — самой большой планеты Солнечной системы.

Предыдущие орбиты этих планет, по мнению ученых, были намного ближе к звездам, но смерть звезд и их превращение в красных гигантов повлекло за собой изменение орбит экзопланет-гигантов, вращающихся вокруг них.

По словам ученых, системы WD 1202-232 и WD 2105-82 в каком-то смысле показывают нам будущее Солнечной системы: примерно через 5 млрд лет Солнце пройдет стадию красного гиганта и сбросит внешнюю оболочку, оставив в центре системы остывающее ядро — белый карлик.

Это наблюдене показало ученым еще один интересный факт: эти кандидаты в экзопланеты были намного горячее в определенном диапазоне инфракрасного спектра, чем можно было ожидать. Это может указывать на то, что у них могут быть спутники, от которых может поступать дополнительное тепло. Если так, возможно, у нас появляется шанс впервые открыть экзолуну.

Статья об этом открытии еще не прошла рецензирование и находится на сайте arXiv.