Тайны черной дыры в центре галактики: У нее обнаружили неизвестную, но регулярную активность

27 ноября, 2023  22:26

Двое мексиканских ученых, изучая данные от гамма-телескопа «Ферми», обнаружили неожиданную регулярную активность возле сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре нашей галактики. Черная дыра Стрелец А* обычно считается спокойной: она не пожирает массы вещества, и множественных выбросов возле нее нет. Однако недавно ученые обнаружили загадочные вспышки в окрестностях этой дыры.

Астрофизики Густаво Магальянес-Гихон и Серхио Мендоса из Национального автономного университета Мексики решили внимательнее изучить периодические вспышки в рентгеновском диапазоне, замеченные несколько лет назад. Они проанализировали данные от телескопа «Ферми», собранные за 180 дней в 2022 году.

Анализ, о результатах которого рассказывается статье на сайте препринтов arХiv, выявил интересную закономерность: из окрестностей Стрельца А* с достоверностью 3 сигма каждые 76,32 мин приходит гамма-сигнал. Следует отметить, что для «железного» подтверждения открытия требуется достоверность не менее 5 сигма. По словам ученых, с большой вероятностью вокруг Стрельца А* вращается сгусток газа на расстоянии примерно как Меркурий от Солнца со скоростью около 30% от скорости света.

Учёные предполагают, что это облако газа может излучать и в других диапазонах, а его периодическая активность связана с ранее выявленными вспышками в рентгеновском диапазоне. Хотя сама из самой черной дыры никакое излучение не вылетает, в области поглощения вещества в диске аккреции процессы протекают очень и очень активно и сопровождаются выбросами энергии.

Это открытие открывает новые горизонты для понимания динамики черных дыр и их воздействия на окружающее пространство.