8 замечательных мест на Марсе, которые туристы могут посетить в будущем

25 октября, 2023  22:26

Марс - планета, олицетворяющая в себе великие контрасты: огромные вулканы, глубокие каньоны и кратеры, в которых может или не может протекать вода. Это обещает быть поразительным местом для будущих туристов, когда мы отправимся осваивать первые колонии на Красной Планете. Места приземления будущих миссий, вероятно, будут выбраны на плоских равнинах в целях безопасности и практичности, но, возможно, они смогут приземлиться всего в нескольких днях езды от более интересных геологических образований. Вот некоторые места, которые могли бы посетить будущие марсиане.

Олимп Монс

Олимп Монс - самый гигантский вулкан в солнечной системе. Расположенный в вулканическом регионе Тарсис, по данным NASA, его размер сравним с штатом Аризона. Высота этой горы составляет 16 миль (25 километров), что почти в три раза выше, чем Маунт-Эверест на Земле, который имеет высоту около 5,5 миль (8,9 км).

Олимп Монс - это гигантский щитовой вулкан, образовавшийся после медленного спуска лавы по его склонам. Это означает, что гору, возможно, будет легко взойти будущим исследователям, поскольку средний уклон составляет всего 5 процентов. На ее вершине находится впечатляющая депрессия диаметром около 53 миль (85 км), образовавшаяся благодаря магматическим камерам, в которых лава исчезла (вероятно, во время извержения) и обрушилась.

Olympus Mons.jpg (128 KB)

Вулканы региона Тарсис

Пока вы исследуете Олимп Монс, стоит заглянуть и посмотреть на некоторые другие вулканы в регионе Тарсис. Регион Тарсис включает в себя 12 гигантских вулканов в зоне примерно 4000 километров в ширину, согласно данным NASA. Подобно Олимпу Монс, эти вулканы обычно намного крупнее, чем земные вулканы, предположительно из-за слабого гравитационного притяжения Марса, что позволяет им расти выше. Эти вулканы могли извергаться на протяжении двух миллиардов лет, что составляет половину истории Марса.

На фотографии видно восточную часть региона Тарсис, сделанную зондом "Викинг-1" в 1980 году. Слева, сверху вниз, видно три щитовых вулкана, высотой примерно 25 километров: Аскраей Монс, Павонис Монс и Арсия Монс. В верхней правой части находится другой щитовой вулкан, называемый Тарсис Толус.

Tharsis volcanoes.jpg (68 KB)

Долины Маринер

Марс не только является домом самого большого вулкана в солнечной системе, но и самого большого каньона. Долины Маринер имеет длину приблизительно 3000 километров, согласно данным NASA. Это примерно в четыре раза длиннее Гранд-Каньона, который имеет длину около 800 километров.

Исследователи не уверены, как сформировался Долины Маринер, но есть несколько теорий о его происхождении. Многие ученые предполагают, что при формировании региона Тарсис он способствовал росту Долины Маринер. Лава, двигаясь через вулканический регион, поднимала кору, что приводило к образованию трещин в других областях. С течением времени эти трещины превратились в Долины Маринер.

Valles Marineris.jpg (47 KB)

Северный и Южный Полюсы

Марс имеет два ледяных региона на своих полюсах, с немного различными химическими составами. Северный полюс (изображен на фото) был исследован с близкого расстояния исследовательским аппаратом "Феникс" в 2008 году, в то время как данные о южном полюсе получены от орбитальных аппаратов. Зимой, согласно данным NASA, температуры у обоих полюсов настолько низки, что углекислый газ конденсируется из атмосферы в лед на поверхности.

В летний период процесс меняется, и углекислый газ сублимируется обратно в атмосферу. В северном полушарии углекислый газ полностью исчезает, оставляя водяной ледяной шапки. Однако некоторое количество углекислого льда остается в атмосфере южного полушария. Все эти процессы движения льда оказывают огромное влияние на марсианский климат, вызывая ветры и другие явления.

The North and South Poles.jpg (111 KB)

Кратер Гейл и гора Шарп

Знаменитый кратер Гейл и гора Шарп (Айолис Монс) стали известными благодаря посадке марсохода "Любопытство" в 2012 году. Кратер Гейл насыщен следами прошлой воды. "Любопытство" обнаружило русло речки вскоре после приземления и нашло еще более обширные признаки воды во время своего путешествия по дну кратера. В настоящее время "Любопытство" исследует гору Шарп и рассматривает геологические особенности в каждом ее слое.

Одним из самых увлекательных открытий "Любопытства" было обнаружение сложных органических молекул в этом регионе, что произошло несколько раз. Результаты исследований 2018 года показали, что эти органические соединения были обнаружены внутри 3,5-миллиардолетних пород. Также исследователи объявили, что марсоход обнаружил изменения концентрации метана в атмосфере в течение сезонов. Метан может образовываться микроорганизмами, а также геологическими процессами, поэтому неясно, может ли это свидетельствовать о наличии жизни.

Gale Crater and Mount Sharp (Aeolis Mons).jpg (147 KB)

Medusae Fossae

Medusae Fossae - одно из самых странных мест на Марсе, и некоторые даже предполагают, что здесь есть свидетельства крушения НЛО. Более вероятное объяснение заключается в том, что это огромный вулканический отложение, пятая часть размером с Соединенные Штаты. С течением времени ветры вырезали из горных пород красивые формации. Но для понимания того, как сформировались эти вулканы Medusae Fossae, потребуется еще много исследований. Исследование 2018 года предположило, что формирование могло происходить в результате огромных вулканических извержений, которые происходили сотни раз за 500 миллионов лет. Эти извержения могли привести к потеплению климата Красной Планеты, так как парниковые газы от вулканов дрейфовали в атмосферу.

Medusae Fossae.jpg (101 KB)

Повторяющиеся линии наклона в кратере Хейл

Марс поражает своими странными природными образованиями, известными как повторяющиеся линии наклона (recurring slope lineae - RSL), которые обычно образуются на склонах крупных кратеров в теплое время года. Однако понять, что на самом деле представляют из себя эти RSL, оказывается сложной задачей. Фотографии, показанные здесь из кратера Хейл и других мест, показывают места, где спектроскопия выявила признаки наличия воды. В 2015 году NASA сначала объявило, что обнаруженные соли с признаками влаги должны свидетельствовать о наличии текучей воды на поверхности, но более поздние исследования говорят, что RSL могут образовываться из атмосферной воды или сухих потоков песка.

В реальности, нам, возможно, придется приблизиться к этим RSL, чтобы узнать их истинную природу. Однако здесь возникает затруднение — если эти RSL действительно содержат инопланетные микроорганизмы, мы не захотели бы слишком близко подходить из-за риска загрязнения. В то время как NASA разрабатывает методы исследования в соответствии с ее протоколами по защите планеты, будущим исследователям придется лишь восхищаться этими загадочными явлениями издалека, используя бинокль.

Recurring Slope Lineae in Hale Crater.jpg (100 KB)

"Призрачные Дюны" в регионе Ноктис Лабиринтус и бассейне Геллас

В наши дни Марс в основном формируется под воздействием ветра, поскольку вода испарилась, а его атмосфера стала тоньше. Тем не менее, мы видим обширные доказательства наличия воды в прошлом, такие как области "призрачных дюн" в регионе Ноктис Лабиринтус и бассейне Геллас. Исследователи говорят, что в этих регионах ранее существовали дюны высотой десятки метров. Впоследствии дюны были затоплены лавой или водой, что сохранило их основания, но верхние части исчезли.

Такие старые дюны демонстрируют, каким образом ветры действовали на древнем Марсе, что в свою очередь предоставляет климатологам подсказки относительно древней среды на Красной Планете. И в увлекательном дополнении к этому, в укрытых местах этих дюн, где они могли бы укрыться от радиации и ветра, возможно скрываются микроорганизмы.

'Ghost Dunes' in Noctis Labyrinthus and Hellas basin.jpg (143 KB)