Ученые нашли «неправильную» сверхновую: До взрыва она «выбросила» вещество массой в одну солнечную

30 сентября, 2023  16:27

В мае 2023 года японский астроном-любитель Коити Итагаки (Kōichi Itagaki) сделал захватывающее открытие: он обнаружил сверхновую, которая родилась всего за несколько часов до его наблюдений. Это необычное и раннее обнаружение позволило астрономам разобраться в некоторых тайнах эволюции звезд и обнаружить нечто совершенно неожиданное, наблюдая за взорвавшейся звездой.

Сверхновая с именем SN 2023ixf находится на относительно небольшом расстоянии от нас, всего в 20 миллионах световых лет в галактике Вертушка, находящейся в созвездии Большой Медведицы. Это расположение сделало ее идеальным объектом для наблюдений в различных диапазонах, начиная от видимого света и заканчивая микроволновыми волнами. Ученые редко имеют такой шанс — наблюдать за развитием сверхновой с самых первых моментов ее рождения.

Согласно первоначальным оценкам, сверхновая SN 2023ixf относится к типу II или сверхновым с коллапсирующим ядром. Эти сверхновые играют важную роль во Вселенной, поскольку являются источниками важных элементов и могут в конечном итоге превратиться в нейтронные звезды или даже чёрные дыры. Однако поведение SN 2023ixf сразу же после её обнаружения оказалось необычным.

Согласно стандартной теории, звезда перед своим взрывом должна сжаться под собственным весом, и только после этого происходит взрыв. Однако SN 2023ixf повела себя иначе — вспышка взрыва произошла с существенной задержкой после начала сжатия.

Позднее астрономы выяснили, что ударная волна от взрыва столкнулась с массой выброшенного звездой вещества, что замедлило её движение. Анализ излучения SN 2023ixf в различных диапазонах позволил ученым восстановить хронологию событий. Оказалось, что красный гигант, который стал звездой SN 2023ixf, выбросил массу вещества, эквивалентную массе одной солнечной массы, ещё за год до своего превращения в сверхновую. Это выброшенное вещество столкнулось с ударной волной, вызванной внутренним коллапсом ядра звезды, и замедлило её движение.

Подобные явления, когда звезда теряет массу перед взрывом, ранее не наблюдались, и SN 2023ixf стала настоящим сюрпризом для астрономов. Это также указывает на то, что наши знания об эволюции звёзд, приводящей к сверхновым II типа, еще далеки от полноты. Дальнейшие наблюдения за SN 2023ixf и поиск аналогичных событий могут значительно расширить наши знания и помочь лучше понять такие удивительные явления в космосе.