Космическая обсерватория Euclid сделала первые тестовые снимки: В ней обнаружили дефект, который мог привести к провалу всего проекта (фото)

1 августа, 2023  18:17

Обсерватория Euclid от Европейского космического агентства (ESA) недавно сделала первые тестовые снимки. По ним ученые обнаружили дефект, который мог стать причиной провала всего проекта.

Этот космический телескоп был запущен месяц назад с основной целью поиска следов темной материи и темной энергии. Однако первые снимки, сделанные прибором, показали вовсе не что-то, что помогло бы ученым лучше разобраться в темной материи, а брак — световую засветку от Солнца, что могло серьезно нарушить работу аппарата. Причиной этого оказалась небольшая щель в корпусе телескопа, которая пропускала боковой свет.

Euclid-image-1.jpg (503 KB)

Тем не менее, несмотря на возникшую проблему, обсерватория Euclid продолжает свою миссию.

После запуска на ракете Falcon 9 компании SpaceX 1 июля текущего года, аппарат добрался до точки Лагранжа L2 на расстоянии 1,5 миллиона километров от Земли. Это место стало базой для работы телескопа, именно здесь сейчас находится также телескоп James Webb.

Euclid-image-2.jpg (389 KB)

Основная задача Euclid — составление трехмерной карты галактик на глубину до 10 миллиардов световых лет. Он будет определять не только расстояние до галактик, но также изучать их форму, состав, скорость и вектор движения. Программа Euclid предусматривает картирование 30% неба.

Euclid-image-3.jpg (274 KB)

Первые тестовые снимки показали, что оборудование работает хорошо, несмотря на обнаруженный дефект. Однако для получения снимков без засветки телескоп будет требовать особой ориентации в пространстве, что, возможно, приведет к перерасходу его топлива и уменьшению срока научной программы. Тем не менее, ученые считают, что даже такой результат лучше, чем полный провал миссии.

Точные измерения положения, скорости, размера и массы галактик на таком большом участке пространства позволят получить очень точные данные о характеристиках темной материи и темной энергии. Первая из них отвечает за формирование и «цементирование» галактик, а вторая — за ускорение их движения по Вселенной. Эти задачи делают обсерваторию Euclid настоящим охотником за темной материей, несмотря на то, что непосредственно увидеть её невозможно.

Полученные первые снимки подтвердили высокий потенциал возможностей оборудования обсерватории. Она делает снимки неба примерно площадью четверти полной Луны. Один снимок делается в оптическом (видимом) диапазоне, а другой — в ближнем инфракрасном диапазоне. Оптический диапазон позволяет определять форму галактик, а инфракрасный — состав и расстояние до галактик.

Следующие два месяца обсерватория будет проходить процедуру точной настройки и калибровки приборов, и только после этого приступит к полноценной научной работе. Команда ученых и инженеров надеется, что обсерватория Euclid принесет ценные и уникальные данные о загадочных темной материи и темной энергии в нашей Вселенной.