Проект Академгородка в Армении: Какие проблемы видит в этом инициатива «Гитуж»?

27 июля, 2023  16:09

Осуществление крупных образовательных реформ и строительство академического городка в Армении может, на первый взгляд, показаться интересной и перспективной инициативой: в теории, этот проект может вдохнуть новую жизнь в систему образования, способствовать появлению новых ученых и развитию науки в целом. Ученые в Армении, однако, видят целый ряд проблем, связанных с ним. И задают ряд вопросов, большинство которых, — причем и сложных, и простых, — пока остается без ответов.

Вопросы без ответов

Один из таких вопросов, как отмечает координатор инициативы «Гитуж» (что дословно переводится как «Сила науки») Лилит Маргарян, касается того, откуда возникла идея о том, что проблемы Армении в сфере науки и образования можно решить с помощью всего одного проекта, к тому же, столь неграмотно осуществляемого. Многие ученые уверены, что Академгородок вряд ли сможет что-либо изменить в сфере образования, не говоря уж о решении проблем в сфере науки. Тем более, что эти самые проблемы науки в этом проекте особо и не упоминаются.

«Когда я слышу любые обсуждения Академгородка или читаю любые документы, связанные с этим проектом, говорится всегда только об образовании, о KPI (key performance indicators, ключевые показатели эффективности) в сфере образования. У нас большие сомнения касательно того, что Академгородок может решить проблемы хотя бы в сфере образования. И мы уверены, что с его помощью проблемы науки уж точно не решить, особенно если процессы будут организовываться такими способами и таким инструментарием», — отметила специалист.

Лилит Маргарян напомнила, что в 2020 году Европейская комиссия провела специальное исследование о том, какую новую миссию наука должна будет выполнять в Армении, как она может служить развитию и усилению страны и как ее нужно развивать, чтобы добиться необходимых результатов. Однако люди, которые должны были заняться имплементацией, внедрением этого проекта, как будто поняли и приняли лишь небольшую его часть, несмотря на то, что, по словам экспертов, если неправильно подойти ко внедрению подобного проекта, результат может быть прямо противоположный — и это может уничтожить науку в стране.

Есть и целый ряд других вопросов, связанных с проектом Академгородка. Так, например, в 2022 году многие места в вузах, даже по госзаказу, остались вакантными: из 2128 бесплатных мест, предоставленных вузам, заполнено лишь 1778, а из 15 984 платных мест — лишь 7220. Если студентов становится все меньше и меньше, кем и как собираются «населять» вузы Академгородка?

Еще один интересный вопрос касается того, какое будущее ждет университеты и научные институты, которые не получится объединить. Смогут ли они получать государственное финансирование? Изменят ли ради них законы? Или же госфинансирование будут получать лишь те учреждения, которы объединятся до 2027 года?

Кроме того, как можно будет повысить уровень образования в армянских вузах, как их можно сделать более конкурентоспособными и какую роль в этом будет играть Академгородок? Если качество образования в этих вузах можно повысить, почему нельзя сделать это сейчас, не дожидаясь строительства Академгородка?

Как весь этот проект может решить многочисленные проблемы в сфере науки? Например, вопросы, связанные с так называемой «академической честностью», с плагиатом?

Это лишь немногие из вопросов, которые задают и армянские ученые, и небезразличные граждане страны. И четких ответов на них пока нет.

Проект с учетом нынешней ситуации

Лусинэ Григорян, начальник отдела высшего и послевузовского профессионального образования Министерства образования, науки, культуры и спорта РА, утверждает, что идея создания Академгородка отражена в законе «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Армения до 2030 года». По ее словам, в основе проекта лежит анализ многочисленных данных и исследований. Учтена и нынешняя ситуация в сфере образования и некоторые статистические данные.

По ее словам, в Армении на сегодняшний день 16 государственных вузов и более 50 частных. Есть 80 000 студентов, много преподавателей, но качество образования при всем этом очень низкое и не соответствует международным требованиям. Как отметила Григорян, армянские вузы сегодня не занимают никаких мест в международных рейтинговых таблицах, а условия их лицензирования и аккредитации не соответствуют международным требованиям.

Все это — проблемы, которые действительно необходимо решать. Правда, не совсем понятно, как именно строительство Академгородка будет способствовать их решению.

Как отметила Григорян, Академгородок — лишь одна из реформ, планируемых в сфере образования. Он позволит обеспечить новую среду, которая в свою очередь будет способствовать тому, чтобы молодые люди учились, проводили исследования, создавали что-то новое. Сегодняшняя же инфраструктура, по мнению Григорян, себя исчерпала и всем этим целям служить не может.

Как в свою очередь отметил заместитель председателя Комитета по науке Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении Артур Мовсисян, процессы по реформированию сферы образования и укрупнению вузов начались давно и должны были развиваться независимо от строительства Академгородка. Городок же позволит создать современную инфраструтуру, где укрупненные, реформированные вузы смогут располагаться.

Более того, в законе «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Армения до 2030 года» указывается, что в результате реформ образования к 2030 году не менее 4 (из 8, которые могут быть) вузов Армении должны будут войти в список 500 лучших международных университетов, а количество международных студентов в армянских вузах должно будет удвоиться.

Поскольку проект этот все еще находится в стадии разработки и обсуждения, его, как отметил Мовсисян, планируется улучшить, принимая к сведению мнения и опасения всех заинтересованных сторон и учитывая все возможные риски. Дополнят его, скорее всего, также стратегиями и целями, связанными с наукой, чтобы он отражал не только сферу образования, но и сферу науки тоже.

Коснувшись вопроса о недоумении и опасениях ученых о том, что, согласно проекту, с 2027 года государственное финансирование и поддержка будут оказываться только укрупненным вузам и объединенным с ними научным организациям, Мовсисян отметил, что этот пункт неправильно сформулирован в проекте, и при необходимости финансирование будут получать и те научные организации, которые не получится объединить с вузами. В качестве примера он привел Матенадаран и Музей-институт Геноцида армян, которые, скорее всего, не присоединят к вузам.

«Например, предусмотрено, что Технологический университет включит Политехнический, Архитектурно-строительный, Аграрный и некоторые научные организации. Юридически их не просто объединят — создан будет Технологический университет, где потенциальные бенефициары смогут работать — при наличии современной инфраструктуры, вдвое более высоких зарплат и других привлекательных условий. Какой-нибудь вуз может решить, что не пойдет туда работать. Этот вуз государственное финансирование больше не будет получать. Государство представляет, что государственных вузов будет 6. Текст этого заявления касается именно этих 6 вузов, и нельзя этот пункт рассматривать с точки зрения отдельных научных организаций, оттуда и недопонимание», — отметил Мовсисян.

Напомним, что многие ученые в последнее время высказывались об идее создания Академгородка в Армении. Так, директор Бюраканской обсерватории Арег Микаэлян считает, что идея создания такого городка на словах звучит очень красиво, но в действительности она нереализуема.

Выражались и опасения по поводу того, что желание создать новую научно-образовательную систему может подвергнуть опасности развитие действующей научной системы, и даже ее существование.


 
  • Самые читаемые

месяц

неделя

день

 
 
 
 
  • Архив