Армянский ученый предлагает метод «диагностики» землетрясений

14 октября, 2022  12:01

В краткосрочной перспективе землетрясение спрогнозировать невозможно, и на сегодняшний день эта точка зрения остается доминантной в сейсмологии. То есть, невозможно определить с достаточной степенью точности место, время и силу землетрясения.

Геолог Армен Казарян, который долгое время работал в Норвегии, Канаде и Анголе, а теперь вернулся в Армению, утверждает, что землетрясение можно «диагностировать», и это очень важно для Армении как для страны, относящейся к наиболее сейсмоопасным странам мира.

NEWS.am Tech решило обратиться за комментарием к специалисту с учетом наблюдающейся на днях повышенной сейсмической активности в регионе. Так, 5 и 10 октября сразу три землетрясения магнитудой 5.5, 5.1 и 4.8 были зарегистрированы в Иране, а 11 октября землетрясение магнитудой 4.9 произошло в Турции. В феврале 2011 года такая же активность наблюдалась в Армении – 5 и 13 февраля произошли землетрясения магнитудой 4.7 с последующими афтершоками.

Armen Ghazaryan

Армения – сейсмоопасная страна

Как пояснил ученый, Армения считается сейсмоопасной страной по той причине, что сейсмической опасности подвержено все население страны, и практически на всей ее территории строительство не является достаточно сейсмостойким. Вдобавок к этому, сильные землетрясения здесь происходят не так часто, как, скажем, в Японии, и поэтому для следующего поколения они становятся чем-то, что было и прошло, историей, что притупляет бдительность и снижает уровень готовности противостоять стихии. В то же время Япония, например, готова к землетрясениям в любой момент, и все ее население знает, что делать в это время.

Армен Казарян продолжил начатые с 1978 года совместные исследования группы ученых Института геологических наук Армении и Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского и на этой основе предложил новый метод «диагностики» землетрясения.

Для проверки метода ему нужно определенное оборудование, хорошая команда и несколько лет работы. Несмотря на то, что в мире глубоко укоренился стереотип о невозможности предсказать землетрясения, руководство Института геологических наук НАН РА решило дать ученому место и возможность опробовать свой метод.

Доминантная точка зрения

Как пояснил ученый, утверждения сторонников той точки зрения, что землетрясения предсказать невозможно (и ее апологетом является Роберт Геллер), основаны на том, что в процессе подготовки очага землетрясения большую роль играют случайности и воздействие многочисленных внешних факторов. Поэтому Геллер рассматривает этот процесс максимально приближенным к хаотическим процессам. По его утверждению, сила землетрясения не зависит от силы, которая порождает это землетрясение, следовательно, его невозможно прогнозировать.

Резюме у Геллера получается следующее: сильное землетрясение – это неостановленное слабое. А поскольку слабых землетрясений много, какое из них разовьется в сильное, сказать невозможно.

На чем же основан метод, предлагаемый Арменом Казаряном?

Обычно при прогнозе землетрясений исходят из того, что у грядущего землетрясения должен быть некий предвестник. Ищут его в виде некой аномалии, всплеска показателей, и, как правило, непосредственно перед катастрофой. Армен Казарян, сопоставляя данные геохимических показателей вод, взятых с трех наблюдательных станций в Армении (Арарат, Каджаран, Суренаван), выяснил, что предвестником является не всплеск, а затишье, и происходит оно за 4,5 месяца до события. Обычно, по его словам, показатели воды ежедневно меняются. А за 4,5 месяца показатели воды перестают меняться. Получилось, что в воде есть сигнал предстоящего землетрясения. Когда начинается затишье, а оно совпадает с локальным максимумом содержания гелия в воде, можно утверждать, что через 4.5 месяца будет период сейсмической опасности.

«То есть, это не всплеск аномалии непосредственно перед землетрясением, а затишье перед бурей», - сказал он.

Геолог рассматривал несколько сильных землетрясений, происшедших в регионе в разные годы – Нарман (Турция, 1983 год), Спитак (Армения, 1988 год) и Рудбар (Иран, 1992 год), и выяснил, что во всех трех случаях имело место одно и то же явление.

«Это разные землетрясения, разной магнитуды. А прогнозный признак мы получаем в одно и то же время. И это было прорывом, поскольку это означало, что природа себя повторила. То есть, если мы создадим сеть, то за 135 дней мы сможем узнать, когда где и какой силы будет событие. А за это время можно перестроить целый город», - сказал он.

После получения этих данных ученый составил также график количества землетрясений в зависимости от времени суток за весь период наблюдений. На графике оказалось несколько пиков – один в районе 12.00 дня. Оказалось, что сейсмическая активность имеет периодичность, и связана с планетарными, а не с мантийными явлениями. То есть, сильные землетрясения могут быть связаны с лунными и солнечными циклами. Получилась периодичность – 24 и 12 часов, 28 и 14 дней.

Дальнейший анализ данных, по словам ученого, показал, что землетрясение – это нарастающий процесс, а сила, действующая на эпицентр – квадратичная (не линейная, как утверждает Геллер).

«Идея о том, что сильные землетрясения – это развитые случайным образом слабые – не выдерживает никакой критики. Сильное землетрясение отличается от слабого тем, что имеет долгий период жизни. Значит, мы его можем найти заранее», - сказал Армен Казарян.

Он отметил, что землетрясение – это завершение некоего процесса, и если мы будем отслеживать весь процесс, мы увидим, когда он завершится. Речь идет даже не о прогнозе землетрясения, а о диагнозе: землетрясение будет или нет.

«Если мы создадим сеть из скважин, и 2,5 года будем собирать статистику на основе данных в нескольких точках замера, можно вычислить время (с точностью до нескольких дней), место (с точностью до нескольких километров), и силу землетрясения», - сказал он.

Armen Ghazaryan

Что нужно для запуска проекта?

По словам Армена Казаряна, ему понадобится установить на имеющихся в Армении скважинах как минимум 12 станций (две сети по 6, чтобы дублировать друг друга) с нормальной автоматикой, подающей информацию в центр обработки данных.

Эти станции он собирает своими руками при поддержке товарищей, живущих в разных странах. Сейчас часть станций уже готова, и их можно установить, но, по словам Армена Казаряна, эта сеть должна быть государственной, чтобы ее данным доверяли. Институт геологических наук предоставил ему место для работы, а за скважинами должна наблюдать Территориальная служба сейсмической защиты МЧС Армении. Сейчас Армен Казарян налаживает сотрудничество между Институтом, Службой сейсмической защиты и другими структурами, которые должны быть вовлечены в процесс реализации проекта.

«Есть понимание, что нам надо объединиться и сделать это. Ведь если будет сильное землетрясение, мы все можем погибнуть», - заметил он.

План действий при возможном землетрясении

Далее, отметил Армен Казарян, одно дело спрогнозировать землетрясение, а второе – выработать план действий: Как должно правительство реагировать на это? Армения находится в сейсмоактивной зоне, и прогноз землетрясений должен рассматриваться как один из государственных приоритетов – это вопрос национальной безопасности.

Если ему удастся доказать, что методика работает, дальше – уже задача гражданской обороны. На основании поставленного диагноза можно будет принять профилактические меры: запастись продовольствием, водой и медикаментами, подготовить убежища и временные лагеря, подготовить медицинские учреждения и врачей, пополнить запасы крови, обучить население, отменить массовые мероприятия, закрыть образовательные учреждения, освободить дороги, вывезти за город стройтехнику. Чтобы сразу после землетрясения приступить к ликвидации последствий землетрясения.

Региональная сеть

Кстати, Армен Казарян рассказал о своей идее и в Тбилиси, грузинским коллегам, которые проявили к ней большой интерес. Если удастся поставить такие же станции в Грузии и попытаться привлечь к работе еще и Иран, то можно построить региональную сеть, отметил он.


 
  • Самые читаемые

месяц

неделя

день

 
 
 
 
  • Архив