На Венере впервые обнаружили действующий вулкан

16 марта, 2023  18:04

Американские ученые нашли первые свидетельства существования действующего вулкана на Венере: открытие было сделано при изучении материалов, собранных зондом Magellan более 30 лет назад.

Как сообщает Space.com, зонд Magellan, запущенный в 1989 году, первым в истории сфотографировал 98% поверхности Венеры с помощью радара. Аппарата больше нет, он потерпел крушение на планете в 1994 году, но к тому времени успел передать довольно много информации, действительно полезной и по сей день.

Ученые, работающие над проектом космического корабля VERITAS, который должен отправиться к Венере в следующем десятилетии, изучили данные, собранные благодаря Magellan, надеясь получить новую информацию о вулканической активности планеты. У исследователей не было особых надежд на успех, но после 200 часов сравнения изображений, сделанных устройством под разными углами, они заметили несоответствия между двумя изображениями одной и той же области, сделанными с разницей в 8 месяцев.

Речь идет о снимках области вблизи экватора под названием Атла. Здесь находятся два крупнейших вулкана на Венере, гора Озза и гора Маат. Снимки, сделанные в период февраля-октября 1991 года, показали, что последний в это время был активен.

На первом фото видно что-то похожее на кратер с растекающейся лавой площадью 2,6 кв/км. На последнем фото та же яма видоизменена, увеличена в два раза и заполнена лавой. Проблема в том, что изображения были сделаны с разных ракурсов и сравнивать их напрямую не представляется возможным.

Тем не менее, на основе имеющихся данных ученые провели симуляции: только несколько симуляций соответствовали изображениям, и это, по мнению исследователей, говорит о том, что во время миссии Magellan там была вулканическая активность.

Получить более точную информацию о процессах, происходящих на Венере, поможет VERITAS, который с помощью более совершенной радиолокационной технологии предоставит подробную трехмерную карту поверхности планеты. У него также будут инструменты, которые смогут измерять гравитационное поле планеты для дальнейшего анализа ее внутренних процессов.