Европа создаст спутник для обнаружения опасных астероидов, летящих от Солнца к Земле

22 февраля, 2023  20:51

Европейское космическое агентство работает над проектом «Миссия по наблюдению за объектами в инфракрасных лучах вблизи Земли» (NEOMIR), целью которого является создание возможности для отслеживания потенциально опасных астероидов, которые невозможно обнаружить существующими средствами. Об этом пишет Newatlas.com.

Сегодня обнаружением опасных для Земли астероидов в основном занимаются роботизированные земные обсерватории. Но для них есть абсолютно слепое пятно – та часть космоса, находящаяся между Солнцем и Землей, за которой трудно наблюдать из-за солнечных лучей. Взорвавшийся в 2013 году над Челябинском метеорит прилетел как раз оттуда и четко показал, что эту часть космоса игнорировать нельзя. Рядом с Солнцем может быть множество подобных объектов, падение которых на Землю может причинить серьезный ущерб.

Современные средства наблюдения довольно неплохо справляются с обнаружением крупных астероидов от ста и более метров в диаметре. Обнаруживать такие объекты человечество должно научиться заранее, за десять и более лет, до возможного столкновения с Землей.  И, в принципе, почти все такие потенциально опасные для нас объекты уже выявлены, составлены и списки, а в отношении них, скажем так, установлен контроль.

Проблема связана с кометами, которые появляются раз в 200 лет, но это другая история и сделать с этим ничего нельзя. Но что-то можно сделать в случае раннего обнаружения небольших астероидов диаметром в несколько десятков метров.

Европейский проект NEOMIR нацелен на такие сравнительно небольшие астероиды, которые будут искать не в видимом, а в инфракрасном диапазоне. С Земли подобный проект реализовать невозможно, разве что, поднимая телескоп на самолете или воздушном шаре высоко в атмосферу, но в космосе препятствий для наблюдений не будет.

Инфракрасный космический телескоп NEOMIR будет помещен в точку L1 Lagrange, между Землей и Солнцем. Астероиды диаметром от 10 и более метров в среднем можно будет фиксировать минимум за три недели до возможного столкновения с Землей, а в худшем случае - за три дня. Этого времени будут достаточно для эвакуации людей из зоны ожидаемого падения. NEOMIR, естественно, не не предотвратит возможное столкновение астероида с Землей, но поможет спасти многочисленные жизни.  Реализация проекта запанирована на 2030-ые годы.

NASA планирует использовать телескоп, контролирующий околоземные объекты (NEO), который будет запущен в 2026 году, для обнаружения потенциально опасных объектов на раннем этапе. Ожидается, что он сможет очень эффективно исследовать Солнечную систему, включая слепые из-за солнечного света зоны.

Ранее китайские исследователи предложили развернуть новую систему, состоящую из шести космических аппаратов, на орбитах, подобных Венере, целью которых будет обнаружение и предупреждение о потенциально угрожающих Земле астероидах в кратчайшие сроки.

• Самые читаемые