Ученые нашли потенциально обитаемую планету, до которой лететь всего 31 световой год

9 февраля, 2023  10:30

Ученые обнаружили уже более 5200 экзопланет, но лишь менее 200 из них не являются газовыми гигантами и имеют каменистую поверхность, а значит, могут быть потенциально обитаемы. Недавно в этот список добавили еще одну планету — Wolf 1069 b, которая вращается вокруг красного карлика Wolf 1069 и находится всего в 31 световом году от Земли.

Согласно исследованию группы из 50 астрономов, Wolf 1069 b — потенциально каменистая планета, масса которой в 1.26 раза больше массы Земли, а размером она больше в 1.08 раз. И все эти данные, и расстояние планеты от звезды, вокруг которой она вращается, наводят ученых на мысль, что на поверхности планеты потенциально может существовать жидкая вода.

«Когда мы проанализировали данные о звезде Wolf 1069, мы обнаружили четкий низкоамплитудный сигнал, указывающий на планету с массой примерно как у Земли, — рассказала Диана Коссаковски, астроном из Института астрономии Макса Планка в Германии и руководитель исследования. — Эта планета вращается вокруг звезды за 15,6 дня на расстоянии, эквивалентном одной 15-й части расстояния между Землей и Солнцем».

Как рассказывает Space.com, для сравнения, Меркурий — ближайшая планета к Солнцу, делает полный оборот вокруг него за 88 дней. Температура поверхности Меркурия — около 430 градусов по Цельсию. В отличие от Меркурия, Wolf 1069 b находится в пределах так называемой обитаемой зоны своей звезды, несмотря на гораздо более короткий период обращения в 15,6 дня. Дело в том, что Wolf 1069 b вращается вокруг красного карлика, который намного меньше нашего Солнца, и потому Wolf 1069 b получает примерно 65% солнечного излучения, получаемого Землей. Температура поверхности планеты, по оценкам ученых, колеблется от минус 95,15 градусов по Цельсию до 12,85 градусов по Цельсию, в среднем она —минус 40,14 градусов по Цельсию.

Другая интересная особенность Wolf 1069 b заключается в том, что она скорее всего, находится со своей звездой в приливном захвате: это означает, что одна сторона планеты все время освещается и разогрета, а другая постоянно находится в тени и холодная — как Луна, вращающаяся вокруг Земли. Но, несмотря на это, в некоторых регионах планеты все равно может существовать жизнь.

Открыть планету Wolf 1069 b удалось с помощью инструмента CARMENES (Поиск карликов M с высоким разрешением в Калар-Альто с экзоземлями с ближним инфракрасным и оптическим спектрографами Эшель) на 3,5-метровом телескопе в обсерватории Калар-Альто в Испании.

Учитывая ее относительно небольшое расстояние от Земли в 31 световой год, Wolf 1069 b теперь занимает почетное шестое место в списке ближайших потенциально обитаемых экзопланет. Пять остальных:

• Proxima Centauri b (самая близкая),
  • GJ 1061 d,
  • Teegarden's Star c,
  • GJ 1002 b,
  • GJ 1002 c.

По словам исследователей, исследования с симуляцией климата помещают Wolf 1069 b в небольшую группу экзопланет, которые могут стать потенциальными целями в поисках биосигнатур или химических отпечатков жизни. Однако современные астрономические технологии пока не позволяют проводить такие исследования, но не исключено, что они станут доступны лет через 10.