NASA планирует построить новый телескоп за миллиарды долларов: Его используют для поиска жизни на других планетах

12 января, 2023  21:07

NASA планирует построить новый телескоп, который придет на смену Джеймсу Уэббу и будет использоваться для поиска жизни на других планетах. Эта цель отражена и в его названии — Обсерватория обитаемых миров (Habitable Worlds Observatory, HWO). Запуск нового телескопа ожидается в начале 40-х годов, а обойдется он минимум в $11 миллиардов долларов США.

Пока что о телескопе мало что известно. Как рассказал в ходе собрания American Astronomical Society директор отдела астрофизики NASA Марк Клампин, HWO, как и Джеймс Уэбб, будет выведен в точку Лагранжа L2 на расстоянии 1,5 млн км от Земли. Однако, в отличие от Джеймса Уэбба, новая обсерватория получит роботизированное обслуживание, благодаря чему будет работать десятилетиями.

По имеющимся предварительным данным, новый телескоп будет чувствителен к ультрафиолетовому, оптическому и ближнему инфракрасному диапазонам волн. Помимо общих астрофизических задач телескоп также должен быть способен обнаружить признаки жизни на 25 ближайших экзопланетах, похожих на Землю.

Зеркало у телескопа HWO будет, скорее всего, сегментированное 6-метровое — как и у Джеймса Уэбба, однако благодаря возможности роботизированного обслуживания и регулярной замены инструментов и частей телескоп как минимум в течение нескольких десятков лет не потеряет актуальность. Также ожидается, что погрешность кривизны поверхности зеркала телескопа должна будет уменьшиться на несколько порядков.

Как рассказывает Science.org, HWO не станет следующим флагманским космическим телескопом НАСА после Джеймса Уэбба: в 2027 году агентство планирует запустить обсерваторию Nancy Grace Roman Observatory — 2,4-метровый обзорный телескоп, который будет искать в космосе темную энергию и экзопланеты и который был рекомендован в 2010 году Десятилетним опросным комитетом Национального исследовательского совета США в качестве главного приоритета на следующее десятилетие в астрономии.

Прежде чем выбрать HWO следующим генеральным проектом для космического телескопа следующего поколения, специалисты NASA рассматривали два альтернативных проекта:

• HabEx с 4-метровым монолитным зеркалом и плавающим в пространстве на удалении 100 000 км от него коронографом, который может экранировать свет свет звезды, вокруг которой кружится экзопланета, чтобы можно было увидеть сами экзопланету;
  • LUVOIR — многоцелевая обсерватория с 15-метровым сегментированным зеркалом, как у Джеймса Уэбба. Хотя сегментированные зеркала не могут давать такие же четкие изображения, как монолитные, их можно складывать и, следовательно, легче помещать в ракету-носитель.

HWO будет чем-то средним между этими двумя вариантами.

Как отметил Марк Клампин, при разработке HWO NASA будут придерживаться консервативного подхода во избежание перерасхода средств и задержек, как было при разработке Джеймса Уэбба, для которого требовалось множество непроверенных технологий, доработка которых заняла больше времени, чем ожидалось. При создании нового телескопа NASA планирует пользоваться уже разработанными или находящими в разработке технологиями, в том числе — сегментированными зеркалами как у Джеймса Уэбба, и коронографом как у Nancy Grace Roman Space Telescope, встроенным оптическим устройством для блокировки света звезд и тал далее.

• Самые читаемые