Китай разрабатывают рентгеновский телескоп, который может превзойти лучший аналог NASA

27 декабря, 2022  20:44

Китайские ученые испытали в работе прототип рентгеновского телескопа нового поколения — LEIA (Lobster Eye Imager for Astronomy), установленный на запущенном в космос 27 июля этого года спутнике SATech-01.

Как рассказывают китайские СМИ со ссылкой на публикацию в журнале The Astrophysical Journal Letters, телескоп сделал высококачественные снимки, в том числе фото центра нашей галактики, Магеллановых облаков и созвездия Скорпиона.

В телескопе Lobster Eye Imager for Astronomy, как можно догадаться из его названия, использует принцип строения «глаз омара». У этого ракообразного, как и у некоторых креветок, глаз представляет собой массив квадратных каналов, которые сходятся на круглой светочувствительной сетчатке: это дает очень широкий угол обзора и повышенную светочувствительность в мутной воде.

Поле зрения у телескопа WXT также будет огромное: одним кадром он сможет охватить участок неба с 10 000 полных Лун. Для сравнения, рентгеновский телескоп NASA «Чандра» одним кадром охватывает участок неба менее одной полной Луны.

Китайские ученые совместно со специалистами компании North Night Vision Technology из Нанкина разработали технологию изготовления трубчатых фокусирующих систем, не имеющую аналогов в мире. Каждая трубка-пора будущего телескопа WXT (Wide-field X-ray telescope) будет иметь стороны шириной 40 мкм. Телескоп будет состоять из 12 одинаковых модулей, каждый из которых будет собран из более 30 млн пор, заканчивающихся на датчике изображений. Каждая пора — это один пиксель изображения Вселенной в рентгеновском диапазоне.

Для повышения отражательной способности каждая пора внутри покрыта ультратонким слоем иридия. Погрешность поверхности с покрытием должна быть менее одного нанометра.

Телескоп WXT, прототип которого в лице обсерватории LEIA успешно прошёл испытания, планируется запустить в космос в конце 2023 года.