Чем черные дыры похожи на «Звезду Смерти» из «Звездных Войн»?

28 мая, 2024  22:23

Из сверхмассивных черных дыр вылетают так называемые джеты — субсветовые выбросы частиц и вспышки сфокусированного гамма и рентгеновского излучения. Эти джеты, чем-то напоминающие «Звезду Смерти» из знаменитых «Звездных Войн» представляют огромную опасность для всего, что находится на расстоянии до нескольких тысяч световых лет. Теперь, однако, ученые выяснили, что джеты могут вести себя непредсказуемо и их направление может довольно быстро измениться на угол до 90°.

Международная группа астрономов наблюдала за 16 черными дырами с использованием космической рентгеновской обсерватории NASA «Чандра» (Chandra) и радиоинтерферометра Very Long Baseline Array (VLBA), ища следы брешей в газопылевых облаках вокруг черных дыр — следы ударов предыдущих джетов. Изучая эти следы, ученые смогли проследить, как менялись направления высокоэнергетических струй в течение времени.

«Мы обнаружили, что около трети лучей теперь направлены в совершенно иных направлениях, чем раньше, — отметил астрофизик Франческо Убертози (Francesco Ubertosi) из Болонского университета в Италии. — Эти черные дыры «Звезды смерти» поворачиваются и указывают на новые цели вроде вымышленной космической станции из «Звездных войн»».

30–38% джетов, изученных учеными, изменили направление более чем на 45° за период в 10 млн лет или меньше. Это навело ученых на мысль о том, что это относительно обычное явление для сверхмассивных черных дыр. В некоторых случаях наблюдались изменения направления почти на 90°. Самая быстрая перестройка на другую цель произошла всего за 1 млн лет — в космическом масштабе это довольно быстро.

«Учитывая, что возраст этих черных дыр, вероятно, превышает 10 млрд лет, мы считаем, что значительное изменение направления в течение нескольких миллионов лет — это действительно быстро, — отметил астрофизик Геррит Шелленбергер (Gerrit Schellenberger) из Центра астрофизики Гарварда и Смитсоновского института (CfA) в США. — Изменение направления лучей гигантской черной дыры примерно за миллион лет аналогично изменению направления движения нового линкора в течение нескольких минут».

Поскольку лучи джетов затрудняют слияние газа и формирование звезд, любые изменения в их ориентации имеют важные последствия для состава окружающих их галактик. Очевидно, последствия будут также для биологической жизни, если она попадет под такой луч.

• Самые читаемые