Как вокруг звезды зарождаются планеты? Хаббл сделал потрясающие снимки

9 мая, 2023  14:10

Космический телескоп Хаббл сделал снимки, на которых можно увидеть зарождение планет вокруг звезды в системе, очень похожей на Солнечную.

Система эта расположена в созвездии Гидры, в 196 световых годах от нашей Солнечной системы. Масса звезды TW Hydrae — примерно 80% массы Солнца, а радиус — 111% радиуса Солнца. И вокруг этой звезды прямо сейчас из протопланетного диска, состоящего из пыли и газа зарождаются планеты.

На фотографиях, сделанных в 2016 и 2021 годах, можно заметить изменения в тенях, окружающих звезду возрастом 10 миллионов лет. По мнению ученых, это признак раннего развития планет. Поскольку система наклонена на 90° по отношению к нам, у астрономов на Земле есть возможность рассмотреть накопление материи вокруг звезды, возраст которой, по оценкам ученых, составляет 0,2% возраста Солнца.

hubble-image

На изображениях, сделанных в 2016 году, можно рассмотреть тени на дисках, окружающих молодую звезду, которые ученые интерпретировали как внутренний диск, наклоненный относительно внешнего диска, блокирующий свет от звезды. По мнению ученых, это можно объяснить тем, что зарождающаяся планета вызвала разницу в выравнивании диска.

Снимки, сделанные пятью годами позже, дают повод предположить о том, что там развивается несколько планет, а не одна.

«Мы предполагаем, что две тени, вращающиеся вокруг звезды с разной скоростью – это две невидимые планеты, которые втягивают пыль на свои орбиты, создавая различия в системе всего за несколько лет. По всей видимости, две планеты должны быть достаточно близко друг к другу. Если бы одна двигалась намного быстрее другой, это было бы замечено в более ранних наблюдениях», — отметил Джон Дебес (John Debes), исследователь Европейского космического агентства в научном институте космического телескопа Хаббл в Балтиморе, ведущий автор статьи.

По мнению исследователей, две планеты могут находиться на том же расстоянии от своей звезды, что и Юпитер от Солнца, так как орбитальный период теней предполагает такое расстояние. Наклоны дисков — 5-7° — тоже сопоставимы с нашей Солнечной системой.

Результаты исследования были опубликованы в Astrophysical Journal.