Джеймс Уэбб обнаружил водяной пар на каменистой экзопланете: Что это значит?

3 мая, 2023  22:08

Космический телескоп Джеймс Уэбб нашел признаки водяного пара в атмосфере планеты под названием GJ 486 b, расположенной в 26 световых годах от Земли. Если эта информация подтвердится, то это первый случай обнаружения водяного пара в атмосфере каменистой экзопланеты.

Однако пока что ученые не уверены в достоверности этого открытия.

Водяной пар считается одним из важнейших условий существования жизни или хотя бы подходящих условий для потенциальной жизни на планетах. В прошлом космический телескоп уже обнаруживал признаки такого пара на экзопланетах, но то были газовые гиганты вроде Юпитера — у них не было твердой поверхности. Если теперь ученым удастся подтвердить, что на каменистой GJ 486 b также есть такой пар, это будет воистину интересным открытием.

GJ 486 b примерно на 30% крупнее Земли, а масса ее в 3 раза больше. Гравитация у нее очень сильная, кроме того, планета расположена очень близко от своей звезды и находится в состоянии приливного захвата: на части планеты постоянный день, а другой части — постоянная ночь. Температура на поверхности планеты — около 430 °C. Так что, по всей вероятности, для жизни она не совсем пригодна.

NASA

Но, даже несмотря на это, обнаружение водяного пара на ней имеет большое значение: как уже отмечалось, это было бы первое открытие такого пара на каменистой планете, и оно бы указало также на то, что планета подобная этой может удерживать свою атмосферу даже при постоянном воздействии излучения своей звезды, находящейся близко к ней.

Но проблема в том, что признаки водяного пара были обнаружены, когда планета проходила перед звездой, а это означает, что есть вероятность, что пар исходил не от самой планеты, а от пятен на поверхности звезды. С другой стороны, свидетельств присутствия на звезде таких пятен астрономы, по их словам, не обнаружили.

• Самые читаемые