Джеймс Уэбб не нашел атмосферы на планете TRAPPIST-1b, очень похожей на Землю

29 марта, 2023  21:40

Скалистая экзопланета TRAPPIST-1b, вращающаяся вокруг красного карлика TRAPPIST-1, очень похожа на Землю, и ученые надеялись, что на ней могли быть условия для развития биологической жизни. Однако последние наблюдения космического телескопа Джеймс Уэбб разрушили все эти надежды: телескоп не обнаружил на планете атмосферы, стало быть, и жизнь там вряд ли может существовать.

Система TRAPPIST-1 расположена в 40 световых годах от Солнца и состоит из 7 планет. Экзопланета TRAPPIST-1b находится ближе всех к звезде и размером в 1.4 раза больше нашей Земли. Температура на ней, как оказалось, достигает 230 градусов по Цельсию. Измерили ее с помощью камеры среднего инфракрасного диапазона Mid-Infrared Instrument (MIRI). А вот следов перераспределения света атмосферой или его поглощения углекислым газом или другими веществами ученые не обнаружили, что означает, что наличие на этой планете атмосферы маловероятно.

Ученых это открытое огорчило. Томас Грин, астрофизик из отдела космической науки и астробиологии Исследовательского центра Эймса NASA в Калифорнии, руководивший наблюдениями, сообщил изданию Space.com, что надеялся на другой результат.

«Некоторые теоретики предсказывали, что у планеты будет плотная атмосфера, в то время как другие считали, что ее может и не быть, — сказал Грин. — Я был скорее разочарован, чем удивлен, увидев, что там нет атмосферы».

С другой стороны, ученые особо и не рассчитывали на то, что на этой экзопланете могла быть жизнь. Дело в том, что расстояние между TRAPPIST-1b и звездой составляет всего 1/100 от расстояния, разделяющего Землю и Солнце. Эта планета в 40 раз ближе к своей звезде, чем Меркурий к нашему Солнцу. Хотя TRAPPIST-1 светит далеко не так ярко, как Солнце, TRAPPIST-1b все равно получает в 4 раза больше света, чем Земля.

Trappist-solar-system-comparison

Однако ученые все еще надеются найти что-нибудь интересное в этой системе: в ней есть как минимум 3 планеты, на которых, по их мнению, есть условия для существования воды в жидком виде — TRAPPIST-1e, 1f и 1g, и в теории на этих планетах могут быть условия и для биологической жизни.

Размер красных карликов вроде TRAPPIST-1 обычно составляет всего от 0,08 до 0,6 от размера Солнца. Однако это самый распространенный тип звезд в Млечном пути: по словам ученых, в нашей галактике таких звезд примерно в 10 раз больше, чем солнцеподобных. Более того, около 95% скалистых планет размером примерно с Землю вращаются именно вокруг звезд вроде TRAPPIST-1. Поэтому ученым так интересна эта система: ее изучение может помочь понять, на каких объектах могут существовать условия для возникновения жизни.

Следует отметить, что предыдущие наблюдения с помощью телескопов Хаббл и Спитцер (который уже не используют) не обнаружили следов атмосфер ни на одной из планет системы TRAPPIST-1. Однако Грин и его коллеги не исключают, что на TRAPPIST-1b все-таки может быть очень тонкая атмосфера, отличающаяся от атмосфер планет Солнечной системы.

В июне ученые планируют провести новые наблюдения за TRAPPIST-1b, используя другие длины волн и наблюдая за большей частью орбиты планеты. Грин не исключает, что новое исследование поможет открыть новые типы атмосферы.

А результаты нынешнего исследования были опубликованы в журнале Nature.