Впервые в истории человечества: Джеймс Уэбб заснял пылевую бурю на планете из другой звездной системы

24 марта, 2023  22:06

Космический телескоп Джеймс Уэбб сделал еще одно интересное открытие: он заглянул в атмосферу гигантской экзопланеты с двумя солнцами, известной как VHS 1256 b, и обнаружил «пылевую бурю» с турбулентными облаками из силикатов. Об этом ученые рассказали в статье, недавно опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Как рассказывает Space.com, этот отчет о необычной и интересной погоде на экзопланетах основан на уникальной способности космической обсерватории собирать подробные данные об объектах в космосе, что позволяет ученым определять состав этих объектов.

Раньше Джеймс Уэбб уже показывал нам спектры экзопланет, однако теперь он впервые сделал это, изучив свет от самой планеты методом, известным как прямое изображение (direct imaging).

Если ранее астрономы могли получить достоверную информацию по одному из параметров состава атмосферы экзопланеты, то теперь Джеймс Уэбб сделал это по нескольким показателям: он не только различил в спектре экзопланеты VHS 1256 b метан, воду, угарный газ и следы углекислого газа, но и смог увидеть в ее облаках пыль и песок из силикатных минералов.

Экзопланета VHS 1256 b расположена примерно на расстоянии 40 световых лет от нашей системы. Ей около 150 млн лет — она считается молодой и горячей планетой. Температура облаков в верхних слоях атмосферы планеты достигает 830°C.

Инфракрасные спектрографы Джеймса Уэбба заточены на работу в таких условиях. Данные принимает как спектрограф ближнего инфракрасного диапазона (NIRSpec), так и прибор среднего инфракрасного диапазона (MIRI). Если бы атмосфера VHS 1256 b не была бы такой горячей, ее спектр можно было бы исследовать только когда она проходила бы диску звезды — за счет прохождения фонового света сквозь атмосферу.

Правда, при этом свет звезды заметно затруднил бы получение данных по планете. Однако в данном случае экзопланета вращается настолько далеко вокруг своих парных звезд, что их свет не мешает вести наблюдение: один оборот VHS 1256 b вокруг своих солнц делает за 10 000 лет — это как если бы Плутон находился в 4 раза дальше от Солнца.

Джеймс Уэбб показал, как облака силикатного песка и пыли поднимались и смешивались с воздушными массами в течение 22-часового местного дня. Экзопланета VHS 1256 b — первый объект планетарной массы, яркость которого меняется в крайних пределах в течение суток. По словам ученых, можно сказать, что мы впервые наблюдаем погодные явления в инопланетном мире.

• Самые читаемые